Граждане Вселенной
Вера Рейнер об итогах Pitti Bimbo
Первой женщиной в космосе была Валентина Терешкова — это знают все, в России уж точно. А вот имя следующей покорительницы космоса вас наверняка удивит: второй стала американка по имени Барбара Миллисент Робертс, широкой общественности известная просто как Барби. В космос она отправилась в 1965 году. По крайней мере скафандр примерила именно тогда: девочки, играя с любимой куклой, наверняка отправляли ее и в открытый космос, и на исследование планет из далеких галактик — кому на что хватало фантазии. Самая известная пластиковая красотка — фигура противоречивая: ее то ругают за нереалистичность пропорций, то объявляют первой сильной и независимой героиней мира игрушек. Второе утверждение недалеко от истины, в чем гости Pitti Bimbo убедились на выставке, посвященной 60-летию знаменитой куклы. Барби провела свою долгую жизнь, не только катаясь с Кеном в розовом кабриолете. Она успела побыть астронавткой, пожарной, хирургом, зоологом, летчицей, программисткой, и многочисленные «неженские» занятия не мешали ей с удовольствием носить наряды от главных модных домов. «Ты можешь быть кем угодно» — главный девиз Барби, и с ним красотка вполне вписывается в актуальную повестку 2019 года.
Свой день рождения на флорентийском смотре детской моды отмечала не одна Барби. Еще одной именинницей оказалась Хэллоу Китти — напомним, не говорящая кошка, а всего лишь обычная человеческая девочка в костюме кошки. Она по сравнению с Барби почти девчонка: ей исполняется 45. И Хэллоу Китти, в отличие от своей старшей подруги, никогда не связывалась с феминистскими идеями. Вместо этого кошечка называет себя «посланницей дружбы и добра» — что тоже в общем-то хорошо, хотя и несколько абстрактно. Но не требовать же четко сформулированной политической позиции от каждой игрушки на белом свете?
Сразу два больших юбилея исторических фигур детского мира задали основной вектор. Вспомнить прошлое, судя по коллекциям марок, представленных на 88-й Pitti Bimbo, решили многие дизайнеры. Мода на 1980-е, царящая во взрослом мире третий год подряд, началась не с широких плеч, пышных рукавов и розового глиттера, а с тихой ностальгии. Сначала вышли «Очень странные дела» — сериал, в котором группа детей разбирается с мировым злом, пока взрослые только и делают, что вставляют им палки в колеса — как обычно, из лучших побуждений. Но даже фантастические чудовища не могут сделать идиллический мир 1980-х, в котором все и происходит, менее уютным — вот уж точно: раньше все было лучше! После «Очень странных дел» ностальгическую тему продолжили и новые сериалы, и фильмы с ретродухом, и новые «восьмидесятнические» коллекции. И если до недавних пор наслаждались своей ностальгией только взрослые — те, кто успел зацепить настоящие 1980-е или хотя бы влюбиться в «Инопланетянина» и фильмы Хьюза, то теперь добралась мода и до детского мира.
На одной из презентаций и вовсе решили сразу расставить все точки над i: к манекенам, одетым в наряды из свежей осенне-зимней коллекции, прикрепили картонные головы киногероев 1980-х — как раз Молли Рингуолд, главной хьюзовской звезды, а еще — и это чуднее всего, без сомнений,— гремлинов! Остальные столь же буквальны не были, но только потому, что планка в этом смысле была сразу задрана: и тематические принты, и недвусмысленно намекающие на ностальгическую фантастику надписи мелькали в корнерах многих брендов. Один из ярких примеров — португальская марка Knot, грядущий сезон посвятившая фильмам, но только двух жанров: sci-fi и вестернам, причем сразу с пометкой «ретро». Два этих направления кажутся весьма далекими друг от друга, пока не вспомнишь третью часть «Назад в будущее» — знаковой кинофраншизы о путешествиях во времени. С ковбойской частью коллекции все просто: котики-ковбои в лихих шляпах и кактусы просто умиляют, не неся никаких дополнительных смыслов. Зато космос — совсем другое дело. Фразу «Sky is the limit» («Небо — вот предел») не зря вспоминают, чтобы в очередной раз напомнить о беспредельности человеческих возможностей: получится все, если захотеть и приложить достаточно усилий. Примерно такой жизненный урок транслируют через свои космические принты все, кто берется за тему.
Второй космический урок, не менее важный,— «чужой» или «незнакомый» не значит «плохой», и на мир нужно смотреть шире — лучше всех удался команде другого бренда, Molo. Принты с футбольными мячами, стилизованными под планеты, надписи Welcome Alien и Citizen of the Universe, вплетенные в гербы, как на школьных эмблемах — идеалы современного открытого мира до самых маленьких дизайнеры марки доносят играючи.
Еще одна тенденция, родственная предыдущей, тоже зовет родителей с детьми в прошлое — но абстрактное, без привязки к 1980-м. Это могут быть 20-е или 40-е годы прошлого века, как у Silent, сделавших коллекцию словно про детей-детективов, расследующих загадочное исчезновение соседской кошки. Или 1970-е, когда ролевыми моделями в дворовых играх боевые девочки могли считать телесериальных (не путать с киноадаптацией!) Ангелов Чарли — как у Brune Paris. Или условное прошлое Barn of Monkeys и EMC, которое отличается от настоящего в первую очередь тем, что все не сидят в планшетах и телефонах, а веселятся. Играют в «забытые игры», строят в лесу шалаши, затевают шалости — чем еще занимаются дети, если вдруг отключается интернет?
Остальные направления сезона куда более приземленные и в точности совпадают с тем, за что голосует в последнее время взрослая мода. Современные технологии, спорт, деним, внимание к экологии плюс традиционные для детского мира вещи вроде неизбежных очаровательных костюмов с художественными принтами, платьиц с чудесными вышивками, интерпретаций преппи для самых маленьких — все без сюрпризов. Ну, почти. Дизайнеры одежды для взрослых, ставшие частью новой «зеленой» волны, в последнее время один за другим отказываются от использования меха и натуральной кожи. В детской моде натуральный мех всегда выглядел спорно — вряд ли ребенку в принципе могут быть так уж важны вопросы недостаточной статусности использованного материала. И в осенне-зимнем сезоне искусственных меха и кожи оказалось едва ли не больше, чем во взрослых коллекциях, причем во вполне взрослом исполнении. Игривость позволила себе разве что команда Bandits Girl: огромные плюшевые шубы из меха конфетных цветов совершенно очаровательны. А вот меховые юбки, леопардовые болеро для младенцев и платья с меховой оторочкой или пальто из искусственной кожи, стилизованной под крокодиловую, выглядят странновато. И даже порой заставляют почувствовать себя некомфортно, хотя доподлинно известно, что ни одно животное при их пошиве не пострадало.