Шайтан-такси

Игорь Чер-ский, краш-тест манекен, Москва

Москва, XIX век. Из Средней Азии приезжает парень по имени Хайрулло, что означает "Благословенный", и устраивается работать извозчиком. Он не умеет читать и писать по-русски, но умеет говорить: "Барин, дорогу покажишь?" Город он знает плохо, но все равно гонит клячу во весь опор, снося другие пролетки и пугая прохожих. Еще он умудряется крутить шарманку с ужасной мелодией и у него никогда нет сдачи.

Полный бред, да? Конечно. В XIX веке о подобном и мечтать не могли. Лихой таксист Хайрулло приехал в Москву в XXI веке. Вместо клячи у него убитый "кореец", и на спидометре горят сразу все тревожные лампочки: и "чек энджин", и "чек тормоза", и "чек давление в шинах".

Исправно лишь радио, в котором истошно страдает Гузель Хасанова, потому что Хайрулло хочет показать свою близость к русской культуре. Но несется Хайрулло так, словно у него ударный самолет-невидимка Lockheed F-117 Nighthawk. Правда, он никак не может взлететь, потому что все дороги заполонили "понаехавшие бараны". Поэтому Хайрулло вынужден ехать максимально по-хамски, чтобы от него держались подальше. Когда я сижу за рулем, я тоже старательно уворачиваюсь от подобных персонажей и матерюсь. Но сегодня я пассажир, который сидит рядом и имеет возможность все высказать. И я, кстати, не сразу решаюсь. Мы все горазды проклинать других в интернетах и газетных статьях, но часто молчим, когда нужно сказать в лицо. Но я говорю - и на уверенном лице Хайрулло появляется изумление:

- А че такова? - говорит он, резко поворачивая направо из крайнего левого. - Хочишь, чтоби ми, как все, в пробка стоять?

- Хочу, чтобы ты уважал других водителей. Если бы я в твоем городе так ездил, люди бы что сказали?

- Ничо не сказали бы люди. Убили бы просто, патамучта у нас город маленький и низя так ездит.

- И тогда ты решил приехать в Москву, где так можно?

- А че такова? У вас все так ездят, сам давай пасматри!

На самом деле у нас далеко не все так ездят. Надо признать, что висящие на каждом столбе камеры сделали свое дело. Да и количество хамов заметно снизилось. И упомянутый Хайрулло уже не самый типичный таксист. Сейчас на одного такого приходится уже 15-20 нормальных таксистов, и я приношу извинения всем достойным мужчинам, которых тоже зовут Хайрулло и которых обидели мои строки. Но речь не о вас, уважаемые. Речь об одном, по которому судят о всех.

Есть такая особенность человеческой памяти - помнить плохое. Из-за отсутствия в Москве нормальных парковок и диких расценок на них я теперь езжу на такси часто. Но я не запоминаю десятки вежливых водителей из Средней Азии, которые ездят по правилам, на чистых исправных машинах, у которых не орет радио и всегда есть сдача. Но мне запомнился этот вот деятель, хотя прошло уже года два. И конечно, хамство и тупость - понятие интернациональное. Когда еще никаких гастарбайтеров не было и все таксисты в Москве знали русский, из многих водителей я до сих пор помню лишь двух. И лишь потому, что оба были редкостными козлами. Один доедал курицу, пока ждал меня у подъезда. А когда я к нему сел, он просто выкинул ее в окно вместе с другими объедками. Прямо на газон у нас во дворе - и дал по газам. А когда я попросил остановиться и дать мне выйти, начал орать, что вообще меня "ща убьет, если мне что не нравится". Ну и второй, который приехал встречать меня в Шереметьево B, хотя я заказывал в D. И требовал, чтобы я пришел туда к нему с чемоданами, потому что он не будет два раза платить за парковку.

Мы так устроены: помним плохих. И сразу проклинаем всех, если провинился кто-то один. Это плохо, это каменный век. Не надо судить о народе по отдельным паршивым овцам - надо конкретно и адресно их воспитывать. Разумеется, законными средствами, но так, чтоб дошло. Ну и сами мы тоже должны подавать пример аккуратной и безопасной езды. Чтобы не слышать потом: "Да у вас все так ездят!"

Вся лента