Торговля скинула посылки
Число международных отправлений снизилось
Традиционно растущее двузначными темпами число отправлений трансграничной онлайн-торговли через «Почту России» впервые за последние годы показало отрицательную динамику, сократившись на 3,7% в первом квартале. Эксперты связывают изменение тенденции с ростом доли на рынке экспресс-перевозчиков, а также с его общим насыщением. Клиентская база зарубежных онлайн-магазинов небезгранична, подтверждают участники рынка.
В первом квартале 2019 года число международных отправлений, обработанных «Почтой России», впервые за последние несколько лет показало снижение, рассказали “Ъ” во ФГУПе. По данным предприятия, общее количество отправлений упало на 3,7%, с 95,8 млн в первом квартале 2018 года до 92,2 млн. Ранее показатель за тот же период рос на 51,6% в 2017 году и на 35,1% в 2018 году.
«Высокие показатели роста числа международных отправлений на протяжении двух предыдущих лет вызваны взрывной динамикой развития трансграничной онлайн-торговли, на долю которой приходится более 90% международного посылочного трафика. При этом активность потребителей все больше смещается в сторону распродаж, пик которых приходится на вторую половину года»,— отметили в пресс-службе ФГУПа. В «Почте России» указывают, что в то же время в первом квартале 2019 года небольшой рост показали внутренние отправления — на 2,4%.
Опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка не дают однозначного объяснения тенденции, но соглашаются, что замедление темпов роста трансграничной торговли было ожидаемо, поскольку рынок насытился.
По данным Data Insight, за 2018 год рост международных торговых отправлений в штуках составил 34% против 51% и 80% в 2017 и 2016 годах соответственно. В снижении темпов нет ничего удивительного, замечает партнер Data Insight Федор Вирин. «Важно, что это означает необходимость для "Почты России" развивать продукты для внутренней электронной торговли, которая продолжает быстро расти. И в этой ситуации инвестиции "Почты" в фулфилмент в условиях нерастущего кросс-бордера — это мудрый шаг»,— рассуждает эксперт.
363 миллиарда рублей
составил объем трансграничной интернет-торговли в России в 2018 году (данные отчета Института Гайдара, подготовленного для Национальной ассоциации дистанционной торговли)
Замедление роста видят и в Ассоциации компаний интернет-торговли, рассказал “Ъ” ее президент Артем Соколов. «Клиентская база небезгранична, новых пользователей в интернете не появляется. Дальнейший рост возможен за счет не новых потребителей, а повышения лояльности существующей аудитории»,— говорит он. К вероятным факторам, которые повлияли на статистику «Почты России» в начале 2019 года, господин Соколов также относит возможное увеличение среднего чека при сокращении числа посылок и рост роли экспресс-перевозчиков в доставке грузов через границу.
На рынке растут значимость и объемы непочтовых перевозчиков, согласен гендиректор маркетплейса Pandao Андрей Цыценко.
«Кроме того, в 2019 году на прирост почтового трафика в трансграничной торговле окажет влияние снижение беспошлинного порога ввоза товара. В рамках проекта Pandao в первом квартале мы наблюдаем рост отдельных товарных категорий, в том числе потребительской электроники»,— добавил он.
При этом в самой Ассоциации экспресс-перевозчиков аномального роста не фиксируют, ее президент Владимир Саркисов говорит, что рост остается более или менее стабильным. «Идет стабилизация рынка. Бурный неестественный рост прекратился, рынок пришел к насыщению. С другой стороны, покупатели за последний год могли переключиться на российские магазины, торгующие иностранными товарами. Но выводы делать рановато, нужно еще понаблюдать»,— заключил он.
Tmall (маркетплейс для российских и международных брендов на территории России) показывает практически двукратный рост год к году, указывает представитель AliExpress Антон Пантелеев. «Мы фиксируем большой интерес пользователей из числа жителей крупных городов к более дорогим товарам в ассортименте AliExpress, которые они предпочитают покупать на Tmall, и благодаря этому может наблюдаться перераспределение аудитории»,— допускает он. В 2019 году продавцами платформы в России стали такие бренды, как Xiaomi, Huawei, Midea, iRobot, чьи товары традиционно заказывались в Китае. «Кроме того, крупные распродажи на Tmall в ключевых категориях — одежда, детские товары — дали покупателям из регионов стимул попробовать покупать часть ассортимента у российских продавцов»,— добавляет Антон Пантелеев.