Воронежским аграриям поднимают ставки
Региональные власти предлагают не субсидировать скупых работодателей в сфере АПК
Власти Воронежской области, в 2018 году традиционно занявшей лидирующие позиции в РФ по производству основных видов сельхозпродукции, заявили о переходе к решению очередных системных проблем в областном АПК. По словам областного вице-премьера Виктора Логвинова, в регионе намерены повысить урожайность, остановить сокращение поголовья скота на небольших фермах и повысить зарплату, которая на ряде предприятий близка к прожиточному минимуму. Власти планируют в перспективе оказывать господдержку только тем производителям, у которых уровень зарплаты на предприятиях окажется не ниже среднеотраслевого.
Курирующий АПК воронежский вице-премьер Виктор Логвинов выступил 10 апреля с докладом об итогах развития отрасли в 2018 году и задачах на 2019-й на заседании областного правительства. По его словам, в минувшем году регион произвел 3,9% общероссийского объема сельхозпродукции (обладая 2,6% пашни) на общую сумму более 200 млрд руб. Это на 3,2% больше уровня 2017 года, притом что в целом в РФ показатель снизился на 0,6%.
Однако в областном АПК сложился ряд проблем, связанных с валовым производством продукции лишь отчасти. Согласно докладу, среднемесячная зарплата работников сельхозорганизаций в 2018 году составила 28,3 тыс. руб. Это больше, чем в среднем в РФ, но меньше, чем в соседних регионах, констатировал господин Логвинов. В 94 сельхозорганизациях зарплата оказалась выше среднеобластного уровня, но большинство этих предприятий входит в крупные холдинги: они обеспечивают средний показатель в 30-50 тыс. руб. В то же время в 47 организациях (в них работает 381 человек) зарплата оказалась близка к прожиточному минимуму. А в большинстве крестьянских хозяйств она составляет 12-15 тыс. руб. «Есть ли возможность увеличения уровня заработной платы? Считаю, что есть. Мы направили в Минсельхоз предложения по включению в соглашения на предоставление господдержки условий по росту зарплаты»,— отметил Виктор Логвинов. Если эти предложения одобрят, субсидии будут получать только те хозяйства, у которых уровень зарплаты окажется не ниже среднеотраслевого. Такая мера может значительно ударить по тем, кто выплачивает «серую» зарплату: в 2018 году субсидии позволили повысить среднюю рентабельность воронежских сельхозорганизаций с 6 до 15,4%.
Также вице-премьер указал на непростую ситуацию по урожайности зерновых и зернобобовых: Воронежская область занимает седьмое место в ЦФО с показателем 32,5 ц/га. Причины — не только разница в климате, но и недостаточный уровень интенсификации производства. «Если сельхозорганизациями Курской области на гектар посевов в пересчете на 100% питательных веществ в 2018 году было внесено 155 кг минеральных удобрений, в Липецкой — 128 кг, в Белгородской — 107 кг, то в Воронежской — всего 90 кг»,— сообщил докладчик. При этом, согласно отчетам сельхозтоваропроизводителей, доля качественных семян высока и позволяет рассчитывать на куда большую урожайность. Виктор Логвинов предупредил, что Минсельхоз может включить рост и этого показателя в соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
В минувшем году Воронежская область подписала 14 таких соглашений, в которых было закреплено 49 целевых индикаторов, из которых 48 выполнено (кроме маточного поголовья овец и коз). По остальным показателям регион традиционно в числе лидеров в ЦФО и в РФ. В частности, область занимает первое место в ЦФО по валовому надою молока в сельхозорганизациях — 649 тыс. т (этот показатель наиболее корректен для сравнения из-за «приписок» производства в ЛПХ в ряде регионов). Однако уменьшается поголовье крупного рогатого скота в малых и средних сельхозорганизациях, констатировал господин Логвинов. «Если мы сумеем стабилизировать и нарастить поголовье на небольших фермах, то не только увеличим производство молока, но в определенной мере снизим социальную напряженность на тех сельских территориях, куда не пришел крупный бизнес. Но решить проблему можно, лишь увеличив объем субсидий, выделяемых на килограмм реализованного молока»,— отметил вице-премьер. Соответствующее обращение губернатор Александр Гусев уже направил в Минсельхоз.
Комментируя обозначенные проблемы, господин Гусев призвал «вставать в более жесткую позицию» по отношению к сельхозорганизациям, выплачивающим низкую среднюю зарплату: «Нужно заставлять достичь среднеотраслевой зарплаты. Может, не за один сезон, но и на десятилетие растягивать эту работу нельзя». По его словам, чиновники должны будут подготовить план по работе с сельхозорганизациями, в которых официальная средняя зарплата оказалась ниже 20 тыс. руб. (таких в воронежском АПК 176 из 458). В то же время губернатор призвал «не командовать сельхозпроизводителями» в рамках мер по повышению урожайности: «Нужно искать причины. Считаю, что есть статистические недочеты – возможно, продукция продается менее формализованным способом, чем положено».
Также господин Гусев предупредил, что рассчитывать на значительное увеличение субсидий на килограмм молока не приходится: «Мы будем просить, но взрывного роста не будет — посмотрим на экономику малых предприятий, уделяя особое внимание тем, у кого она не складывается». В то же время губернатор призвал «не “тащить” сельхозпроизводителей, которые демонстрируют стабильный убыток»: «Мы просто развращаем их собственников. Нет смысла заливать деньгами этот пожар».
По словам председателя комитета воронежской облдумы по аграрной политике, владельца крупного производителя фруктов «Острогожсксадпитомник» Николая Гапоненко, низкая зарплата у отдельных производителей объективно связана с производительностью труда: «Она всегда должна опережать зарплату. Использование старых технологий ведет к низкой оплате, поэтому задача сельхозорганизаций — использовать интенсивные технологии, а властей — поощрять их использование. Кроме того, власти могут помогать с лабораторными исследованиями и предоставлением агрономических рекомендаций, которые значительно влияют на производство продукции, ее урожайность и качество, от которого зависит цена». Еще одним путем повышения зарплаты, по словам господина Гапоненко, является создание в муниципалитетах рабочих групп, которые могли бы в ручном режиме добиться перевода работников на «белые» зарплаты. Такой успешный опыт уже был в Лискинском районе.