«Башавтотранс» заценил убытки
Госперевозчик выиграл очередной крупный иск у госкомтранса
Госкомпания «Башавтотранс», крупнейший башкирский перевозчик, выиграла очередное разбирательство с госкомитетом по транспорту и дорожному хозяйству. Арбитражный суд республики обязал ведомство возместить предприятию 85,5 млн руб. убытка, нанесенного невыплатой субсидий за перевозку региональных и федеральных льготников в сентябре 2017 — декабре 2018 годов. Если решение устоит в вышестоящих инстанциях, сумма покроет примерно четверть чистого убытка «Башавтотранса», полученного в 2018 году. Ранее власти заявляли, что планируют вывести ГУП на безубыточную работу в 2021 году, в том числе за счет его докапитализации.
Арбитражный суд Башкирии обязал госкомтранс республики возместить «Башавтотрансу» 85,5 млн руб. убытка, нанесенного в результате невыплаты возмещения выпадающих доходов за перевозку региональных и федеральных льготников в сентябре 2017 — декабре 2018 годов. Мотивировочная часть решения суда, вынесенного 4 апреля, была опубликована вчера. Главным доводом истца в судебном разбирательстве было соглашение сторон, по которому перевозчик предоставляет госкомитету ежемесячные отчеты о числе перевезенных по социальной карте Башкортостана пассажирах, и эти отчеты были приняты госкомитетом без замечаний. Согласно соглашению госкомтранс должен был возместить «Башавтотрансу» выпадающие доходы «в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете республики», а также «в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до госкомтранса».
Ответчик на процессе факт задолженности признал, но в иске просил отказать, обещая погасить часть долга в ближайшее время. Однако возмещать субсидии за проезд федеральных льготников «Башавтотрансу» должен не республиканский, а федеральный бюджет, заявил в суде представитель госкомтранса.
Суд этот довод не принял, сославшись на постановление пленума Высшего арбитражного суда от июня 2006 года и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Они возлагают обязанность по предоставлению льгот на субъекты «с последующей компенсацией из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов».
Расчет убытков, заявленных истцом, в материалах дела не приводится. Суд отметил, что он совпадает с данными ОАО «Башкирский регистр социальных карт» и является «арифметически верным».
• «Башавтотранс» — крупнейший в Башкирии перевозчик, эксплуатант около 1600 автобусов различного класса. За последние 10 лет предприятие приносило прибыль только в 2013 году, когда она составила 830 тыс. руб. Чистый убыток ГУП в 2018 году составил 335 млн руб. при выручке 3,45 млрд руб. Число льготников, перевезенных в 2018 году, в ГУП ранее оценивали в 18 млн (примерно четверть годового пассажиропотока предприятия).
Третьими лицами к разбирательству были привлечены минфин республики и региональное управление Федерального казначейства. Своей позиции в суде они не заявляли. Отметим, что в июле 2018 года «Башавтотранс» взыскал с госкомтранса 222,55 млн руб. убытка, нанесенного невыплатой субсидий за перевозку льготников в 2012-2017 годах. Решение устояло в вышестоящих инстанциях арбитражного суда. Были ли выплачены эти средства предприятию, вчера уточнить не удалось: в пресс-службе госкомитета на запрос не ответили. Врио генерального директора «Башавтотранса» Надир Самиев сообщил, что не сможет прокомментировать, так как занят на совещании.
Напомним, что в руководстве госкомтранса в марте заявляли, что намерены вывести крупнейшего перевозчика на безубыточную работу в 2021 году. Для этого предусмотрены инвестиции в развитие госкомпании в размере 611 млн руб., в том числе на закупку 177 новых автобусов.
Тимур Аклаев, возглавлявший «Башавтотранс» в 2015-2017 годах, отмечает, что в бытность его работы на предприятии такие разрывы в получении субсидий возникали из-за того, что госкомтранс вовремя не подавал данные перевозчика в минфин. «Данные должны отправляться до 10 числа следующего месяца, но этого не происходило: комитет по неизвестной причине затягивал отправку,— отмечает собеседник.— Но есть и другая сторона проблемы: в бюджете закладывается минимальный размер субсидий на льготников, а так как социальная транспортная карта не устанавливает лимит по количеству поездок, льготник может использовать ее несколько раз в день».
Партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов полагает, что у решения первой инстанции есть все шансы устоять в вышестоящих судах. «Госкомитет не оспаривал ни наличия обязательств перед перевозчиком, ни размера причитающихся ему выплат. Камнем преткновения был только источник компенсаций»,— отмечает он.
В то же время управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров указывает на то, что «в мотивировочной части решения суда нет настоящего исследования доказательств, подробно не описаны доводы сторон». «Суд уделил много внимания тому, кто должен платить — федеральный или республиканский бюджеты, но не привел расчетов, на которые опирался истец,— отмечает эксперт.— В этой связи можно делать самые разные предположения вплоть до того, что иск о взыскании компенсаций за перевозку льготников был согласованной тактикой сторон, направленной на улучшение финансового положения „Башавтотранса“».