СПЧ призывает вернуть в Москву детей политических ссыльных
Михаил Федотов поддержал жалобы жертв сталинских репрессий в КС
Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов направил председателю Конституционного суда (КС) Валерию Зорькину письмо в поддержку жалоб родившихся в сталинских ссылках реабилитированных жертв политических репрессий, которым федеральное и региональное законодательство не позволяет реализовать их право вернуться в Москву, где жили до репрессий их родители. СПЧ призывает КС установить внеочередной порядок предоставления таким лицам жилья в случае их возвращения «на прежнее место жительства» во всех регионах РФ.
СПЧ поддержал жалобы в КС Алисы Мейсснер (Кировская область), Елизаветы Михайловой (Владимирская область) и Евгении Шашевой (Республика Коми), родившихся у репрессированных в годы сталинского террора москвичей во время их пребывания в высылке или на спецпоселении. Напомним, они оспаривают в КС положения ст. 13 федерального закона 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» и ряд норм столичного закона 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», блокирующие право заявительниц вернуться в столицу. По ст. 13 федерального закона реабилитированные лица и члены их семей «в случае возвращения на прежнее место жительства» должны быть обеспечены там жильем в соответствии с региональными правилами постановки на жилищный учет.
Глава совета Михаил Федотов напоминает председателю КС Валерию Зорькину об «общественной и нравственной значимости» проблемы восстановления прав «жертв незаконных репрессий». Цель принятого в 1991 году закона о реабилитации заключается в восстановлении гражданских прав реабилитированных, устранении последствий произвола и обеспечении «посильной компенсации» материального ущерба, говорится в письме. В преамбуле закона указано, что «многолетний террор и массовые преследования своего народа несовместимы с идеей права и справедливости», что требует реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.
В документах ООН, касающихся основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, а также защиты жертв нарушений прав человека и международного гуманитарного права, говорится, что компенсация жертвам должна быть «скорейшей», а возмещение ущерба — «адекватным, реальным и быстрым», включая «возвращение на прежнее место жительства». Московское же жилищное законодательство противоречит «целям реабилитации жертв политических репрессий» и международным стандартам их защиты.
Как отмечает советник президента, федеральный закон о реабилитации предусматривает «ничтожную компенсацию» (максимум 10 тыс. руб.) за утраченное в связи с репрессиями имущество, в том числе жилые дома — приобрести на эти средства новое жилье невозможно.
Постановка на учет в общем и даже первоочередном (как было предусмотрено до 2004 года и предлагается внесенным в Госдуму законопроектом) порядке проблему не решит. В силу возраста реабилитированные попросту не дождутся своей очереди, которая в Москве рассчитана в среднем более чем на 30 лет.
Согласно Жилищному кодексу, первоочередников ставят в отдельную очередь, длительность ожидания которой зависит от года принятия на учет и тоже растягивается на десятилетия.
Как выяснил “Ъ”, власти Санкт-Петербурга в первоочередном порядке предоставляли жилье в 2003 и 2008 годах тем, кто встал на очередь до 1984 года, а в 2010 и 2011 годах — до 1987 года.
В 2015 году горсуд Санкт-Петербурга указал, что за реабилитированным истцом «сохранено право первоочередного получения жилья» с момента постановки на учет в 1999 году. На это решение и на похожее определение Новосибирского облсуда ссылается в письме и Михаил Федотов.
Обеспечить реальное возмещение вреда жертвам репрессий может «лишь внеочередной порядок», пишет Валерию Зорькину советник президента. Защита прав жертв политических репрессий имеет «ключевое значение для РФ», число таких лиц «постоянно и необратимо сокращается», напоминает он. «СПЧ справедливо обращает внимание КС на то, что невозможность жертв репрессий вернуться на прежнее место жительства — это не только московская, а общероссийская проблема. Открытый судебный процесс с участием всех заинтересованных сторон позволит исследовать и обсудить существующую практику и оценить масштаб бедствия», сказал “Ъ” представитель заявительниц глава судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан. СПЧ просит КС принять жалобы к рассмотрению. До сих пор КС жалобы на закон о реабилитации отказывался рассматривать более 60 раз, приняв единственное постановление в пользу детей ГУЛАГа лишь в 1995 году.