Счетная палата обнаружила в работе РЖД срывы сроков модернизации БАМ и Транссиба
Счетная палата (СП) заявила, что в 2018 году РЖД не достроила несколько объектов проекта «Развитие БАМ и Транссиба», не увеличив их пропускную способность. В сообщении органа отмечается, что похожая проблема есть и в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань—Екатеринбург.
«Например, в соответствии с паспортом проекта “Развитие БАМ и Транссиба“ в 2018 году должны были построить 11 разъездов и 78 км дополнительных путей. По итогам года был принят только один объект»,— говорится в сообщении. Кроме того, были продлены сроки ввода 13 из 22 объектов участка Междуреченск—Тайшет с 2016 до 2020 год.
Контролирующий орган добавил, что по трем объектам проекта работы не начинались, а техническая готовность восьми объектов составляет менее 50%.
«Другая проблема — остатки неиспользованных взносов в уставный капитал РЖД: по итогам 2018 года они увеличились в 1,5 раза и на 1 января 2019 года превысили 52 млрд руб.»,— заявила СП. По ее данным, при подготовке предложений по взносам в уставный капитал холдинга Росжелдор систематически не учитывает незавершенные объекты и неиспользованные остатки взносов прошлых лет. «В результате суммы взносов в 2018 году и остатки, сформировавшиеся на начало года, на 20,4 млрд руб. превысили объемы бюджетного финансирования»,— объяснил контролирующий орган.
В сообщении отмечено, что первый заместитель генерального директора РЖД Вадим Михайлов признал факт этих проблем. Он заявил, что компания ведет мониторинг этих вопросов. СП решила направить информационные письма в правительство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта и в РЖД, а отчет — в палаты Федерального собрания страны.
Проект строительства ВСМ до Казани рассматривался в течение пяти лет, но решение по нему тормозилось из-за дороговизны (около 1,3 трлн руб.). В итоге в комплексный план развития магистральной инфраструктуры вошел лишь первый участок ВСМ Железнодорожный—Гороховец, который обеспечит высокоскоростную связь между Москвой и Нижним Новгородом. Он обойдется в 621,5 млрд руб.
Позже стало известно, что президент России Владимир Путин не одобрил проект. Он склоняется к позиции первого вице-премьера Антона Силуанова, который говорит о нецелесообразности строительства ВСМ и предлагает вместо этого построить платную автодорогу на Казань.
Подробнее — в публикации “Ъ” «ВСМ до Казани не получила одобрения президента».