В особом порядке решили навести порядок
ВС предлагает ограничить упрощенное судопроизводство
Пленум Верховного суда (ВС) выступил с законодательной инициативой: рассматривать в особом порядке судопроизводства только уголовные дела небольшой и средней тяжести. По мнению ВС, сейчас этой формой судопроизводства злоупотребляют: под нее подпадают даже дела в отношении преступников, совершающих многочисленные убийства. О необходимости наведения порядка при данном судопроизводстве недавно на коллегии Генпрокуратуры говорили президент Владимир Путин и генпрокурор Юрий Чайка.
ВС предлагает ограничить применение особого порядка судопроизводства, внеся соответствующие изменения в определяющую его ч. 1 ст. 314 Уголовно-процессуального кодекса. Как считают в ВС, если фигурант признал вину, то без изучения доказательств суды должны рассматривать только те уголовные дела, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, а также все преступления, совершенные по неосторожности. В ВС отмечают, что сейчас судьи могут рассматривать в этом порядке и дела о тяжких преступлениях, если наказание за них не превышает десять лет.
Впрочем, на практике в особом порядке выносятся и более строгие приговоры. Так, в январе Советским райсудом Владикавказа к 17 годам заключения был приговорен Артур Джиоев (Сынок), бывший правой рукой криминального авторитета Аслана Гагиева. Артура Джиоева признали виновным в участии в организованном преступном сообществе и убийствах (ст. 210 и ст. 105 УК РФ).
По данным ВС, сейчас в особом порядке рассматривается до 70% всех уголовных дел, поступающих в суды, в том числе 17% тяжких преступлений.
Ограничение применения особого порядка может поддержать Генпрокуратура. На коллегии надзорного ведомства, состоявшейся в марте, Юрий Чайка сообщил, что чрезмерное использование особого порядка является одной из причин ухудшения качества расследования уголовных дел. Руководитель надзорного ведомства отметил, что с ВС уже обсуждалась эта проблема и стороны пришли к мнению о необходимости ограничения данной законодательной нормы.
На эту проблему обращал внимание президент России Владимир Путин. На той же коллегии он попросил прокуроров «крайне ответственно относиться и к согласию на рассмотрение в судах уголовных дел в особом порядке». «Если есть сомнения в доказанности обвинения, добровольности и осознанности заявления обвиняемым такого ходатайства, нужно требовать рассмотрения дела в обычном порядке»,— подчеркнул Владимир Путин. Президент отметил, что «особый порядок — важный, конечно, инструмент, но он не должен служить прикрытием некачественной, некомпетентной работы в сфере следствия».
ВС также предлагает дополнить ст. 316 правом судей выносить постановления о прекращении уголовных дел, рассматриваемых в особом порядке. Сейчас, например, если судьи выяснили, что подсудимый признал вину под давлением или, наоборот, не выполнил условия досудебного соглашения о сотрудничестве, они вынуждены возвращать такие дела прокурору, чтобы тот направлял их в следственные органы на новое расследование или прекращение. Из-за этого существенно затягиваются сроки рассмотрения уголовных дел и нарушаются права их фигурантов.