Звезды против статистики

В финале play-off ЦСКА поборется с «Авангардом» и неблагоприятными тенденциями

Стартующая завтра решающая серия Кубка Гагарина — это продолжение 11-й попытки победителя регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) выиграть не только первенство, но и главный приз. И начало третьей попытки ЦСКА подтвердить фаворитский статус не только в регулярном первенстве и по дороге к финалу, но и в самом финале. На пути к первому триумфу у армейцев стоит «Авангард», который потерял домашний стадион, зато получил умеющего выжимать максимум из своих команд канадского тренера Боба Хартли и по ходу play-off обрел потрясающие уверенность и тонус.

Вне зависимости от того, кто победит в финальной серии Кубка Гагарина, в перечне его обладателей появится новое название. Ведь ни ЦСКА, ни «Авангарду» брать его за начавшуюся в 2008 году историю КХЛ еще не доводилось

Фото: Василий Пономарев, Коммерсантъ

Один из итогов этого финала уже известен. Кто бы ни взял в нем верх, в перечне обладателей Кубка Гагарина появится новое название. Ни ЦСКА, гремевшему по обе стороны Атлантики ярчайшему бренду советского хоккея, ни «Авангарду», высоко-высоко взлетавшему уже в российские времена, брать его за начавшуюся в 2008 году историю КХЛ еще не доводилось. В шаге от Кубка Гагарина они бывали и до этого. «Авангард» — один раз, когда в 2012 году уступил в финальной серии московскому «Динамо», ЦСКА — дважды: в 2016-м он не справился с магнитогорским «Металлургом», а в 2018-м — с «Ак Барсом».

Тем, кто считает, что перспективы сделать решающий шаг гораздо лучше у армейцев, аргументы найти, конечно, проще. Да их, строго говоря, не нужно искать: все под рукой. Вот положение в регулярном чемпионате. ЦСКА — первый и в Западной конференции, и в сводной таблице лиги. «Авангард» — лишь четвертый на Востоке. А между ними — пропасть в два десятка с лишним очков. Вот пересечения в регулярке. Их всего два, и оба завершились победами ЦСКА. Вот заявки. В армейской трудно найти человека, который был бы незаметной, рядовой в отечественном хоккее фигурой. Подавляющее большинство — это либо ключевые персонажи сборной России второй половины текущего десятилетия, завоевывавшие награды на топ-турнирах: Кирилл Капризов, Иван Телегин, Михаил Григоренко, либо игроки, хотя бы время от времени в нее привлекающиеся. И некоторым из-за плотности состава, разбавленного качественными легионерами, приходится играть в нижних звеньях. В «Авангарде» такие тоже есть, но примерно половина его хоккеистов вряд ли когда-нибудь заинтересует в качестве варианта укрепления армейский менеджмент. И вообще, в не любящей рассказывать о бюджетах и зарплатах КХЛ давно ни для кого не секрет, что если «Авангард» — просто обеспеченный клуб, то ЦСКА — представитель эшелона великанов, где вместе с ним только обыгранный в полуфинале СКА.

Ну и чтобы подвести черту, нужно знать, что у московского клуба в серии не просто преимущество своей площадки, а преимущество, утяжеленное обстоятельствами. Беда с домашней ареной вынудила «Авангард» весь сезон, в том числе в play-off, играть не в Омске, а в Балашихе.

Тем, кто верит в интригу, аргументы искать сложнее. Но они при желании находятся в изобилии. И даже не имеющие отношения к мистике, которой принято объяснять то, что за десять лет существования КХЛ клубам, первенствовавшим в регулярке, ни разу не довелось завоевать Кубок Гагарина. Они неизменно оступались в play-off, нередко проигрывая довольно неказистым на их фоне оппонентам (см. справку). И ЦСКА, между прочим, уже успел внести свой вклад в странный тренд, не добавив к Кубку континента ценнейший приз ни в 2015-м, ни в 2016-м, ни в 2017 году.

Чемпионы КХЛ без Кубка Гагарина

Смотреть

Аргументы в пользу интриги — рациональные и внятные. Факт, например, что назначенный главным тренером «Авангарда» после прошлогоднего чемпионата мира Боб Хартли значительно превосходит наставника ЦСКА Игоря Никитина в плане тренерского опыта, в том числе опыта специфического — игр play-off. Факт, что за чертову дюжину сезонов в НХЛ и за время работы в Европе Хартли заработал репутацию специалиста, умеющего почти постоянно прыгать со своими командами до определенного ресурса, что есть в распоряжении, потолка или выше. Это умение принесло «Колорадо Эвеланш» Кубок Стэнли в 2001 году, а самому Хартли — приз лучшему тренеру лиги за прогресс с «Калгари Флеймс» в 2015-м. И «Авангард» окончательно убедился в его профпригодности, после того как Хартли прорвался в кубковую стадию датского чемпионата мира со скромненькой латвийской сборной.

Факт и то, что «Авангард», который слегка шатало в регулярном чемпионате, в play-off производит впечатление куда более цельной команды с неплохим балансом между жесткостью и эстетикой, вкусом к риску и сдержанностью. Факт, что на пути к финалу он прошел трех подряд крепких оппонентов — прошлогоднего обладателя Кубка Гагарина «Ак Барс», «Барыс» и «Салават Юлаев». Из них один лишь «Салават» смог сопротивляться по-настоящему упорно.

Факт, что по статистике по игре в play-off в неравных составах — а это исключительно важный аспект — формальный фаворит финала и формальный его аутсайдер находятся рядом. ЦСКА эффективнее отбивается в меньшинстве (87% «убитых» удалений против 77,3% у соперника), «Авангард» лучше реализует большинство (34,4% против 26%). Факт, что в таблице бомбардиров play-off сразу три его хоккеиста — Тейлор Бек, Коди Франсон и Сергей Шумаков — располагаются перед сильнейшим бомбардиром ЦСКА Михаилом Григоренко. И факт, что некоторые другие его игроки смотрятся весной так, что их можно вообразить выступающими в армейской команде на ведущих ролях.

Факт, что в play-off «Авангард» провел на матч меньше ЦСКА, а его последняя игра полуфинала состоялась на день раньше, чем последняя игра армейцев в зубодробительном противостоянии со СКА. При этом нельзя сказать, будто бы ротация хоккеистов в Кубке Гагарина у тех была намного интенсивнее: оба клуба использовали по два с половиной десятка игроков. То есть превосходство в свежести, пусть крохотное, может оказаться у «Авангарда».

Факт, что встречи в «регулярке», на которые нередко ссылаются, рисуя расклад, на самом деле состоялись еще до Нового года, и их результаты едва ли актуальны нынче. Но и в них, кстати, армейцы побеждали с громадным трудом.

И наконец, те, кто, невзирая на брызги класса, летевшие от ЦСКА и в регулярке, и в отдельных уже кубковых встречах, на то, что по ходу серии со СКА Игорь Никитин продемонстрировал способность подстраиваться под ситуацию, гибкость, все равно верят в «Авангард», могут, вспомнив неудачные свежие заходы армейцев в финал, увидеть кое-какие сходства между клубами, их одолевшими, и клубом, готовящимся противостоять им сейчас. У победы «Металлурга» в 2016 году имелась, допустим, безусловная «канадская составляющая». Первым среди его героев был молодой тренер Илья Воробьев, сейчас возглавляющий СКА и сборную России. Но до него «Металлург» достаточно долго тренировал Майк Кинан, и Воробьев, его ассистент, учился у канадского зубра. А значительный вклад в победу «Ак Барса» внесли хоккеисты, контракты с которыми в какой-то момент воспринимались как пустая трата денег,— списанные из НХЛ, так толком туда и не прорвавшись, Станислав Галиев и Антон Ландер, угодивший под допинговую дисквалификацию Данис Зарипов. Всем им надо было доказывать, что списывали их зря. Все они рвали и метали и до финала, и в самом финале. И их ситуации действительно похожи на ситуацию Сергея Шумакова, выгнанного из ЦСКА в концовке минувшего сезона за нарушение режима, потом попробовавшего попасть в «Вашингтон Кэпиталс» к Александру Овечкину и потерпевшего провал, а затем уехавшего в «Авангард» в качестве актива чрезвычайно сомнительной ценности. В этом play-off Шумаков лидирует с десятью голами в снайперской гонке. Он неудержим. Он рвет и мечет.

Алексей Доспехов

Вся лента