Водителей-убийц будут судить как убийц

За ДТП в пьяном виде с погибшими можно будет сесть в тюрьму на 15 лет

Пятнадцать лет тюрьмы грозит водителю, по вине которого произошла авария с двумя погибшими. Это будет считаться тяжким преступлением. Таково содержание законопроекта, внесенного в Госдуму. Действующее наказание не сдерживает граждан от вождения в пьяном виде, считают депутаты. Предлагаемые ужесточения недостаточно обоснованны, считают в правительстве, тем более что предлагаемые сроки лишения свободы сравнимы с наказанием для убийц.

Фото: Алексей Смышляев, Коммерсантъ

Поправки к УК РФ внесли в парламент первый заместитель главы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, глава комитета по безопасности Василий Пискарев и другие депутаты. Законопроект ранее анонсировал и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Изменения вносятся в ст. 264 УК РФ: ею установлено наказание для водителей, которые спровоцировали аварию с погибшими или пострадавшими. Ужесточения ждут пьяных виновников ДТП. Если по их вине нанесен тяжкий вред здоровью, максимальный срок лишения свободы будет повышен с 4 до 7 лет. За ДТП с одним погибшим пьяный водитель получит 5–12 лет лишения свободы (сейчас 2–5), при двух и более погибших — 8–15 лет тюрьмы (сейчас 4–9).

Что ждет водителей в 2019 году

Смотреть

В 2017 году по вине пьяных водителей погибли 4,3 тыс. человек, в 2018 году — уже 4,6 тыс., сказано в пояснительной записке. Большая часть осужденных по ст. 264 УК РФ снова садятся за руль в пьяном виде, их привлекают уже по ст. 264 прим. УК РФ (по этой статье наказывают также тех, кто был уличен в пьяной езде и лишался прав по КоАП): в 2016 году по ней осудили более 75 тыс. человек, в 2017 году — более 72 тыс., за первое полугодие 2018 года — более 31 тыс. человек. Это говорит о «недостаточной эффективности превентивного воздействия закона в части наказания за преступные нарушения ПДД в состоянии опьянения», считают депутаты. Они ссылаются на майский указ президента 2018 года, согласно которому к 2024 году необходимо снизить смертность в ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом, ужесточение наказания является одним из инструментов.

Госдума, напомним, ранее уже пыталась ужесточить наказание по ст. 264 УК РФ. В 2012 году в Москве на Минской улице пьяный водитель выехал на автобусную остановку, в результате погибли семь человек. ДТП имело мощнейший общественный резонанс, президент и премьер дали поручение Госдуме изменить законодательство. Депутаты хотели поднять максимальную планку наказания по ст. 264 до 15 лет, но сделать это не смогли из-за замечаний Верховного суда (ВС). В рамках нового законопроекта вносятся еще изменения в ст. 15 УК РФ. В текущей ее редакции к тяжким преступлениям относятся только умышленные деяния, наказание за которые не превышает десяти лет тюрьмы. В новой редакции в эту категорию преступлений попадут и «неосторожные деяния», а наказание увеличат до 15 лет. У ВС к документу замечаний нет, сказано в отзыве суда.

А у правительства замечания есть, хотя концептуально законопроект поддержан. В Белом доме считают, что санкции требуют «дополнительного обоснования», поскольку сопоставимы со сроками для убийц (согласно ч. 1 ст. 105 УК РФ, от 6 до 15 лет тюрьмы). В правительстве также обращают внимание, что суды к существующим мерам ответственности «относятся как к избыточно репрессивным», применяя часто условные сроки наказания.

«Превентивные меры, о которых говорят депутаты, могут применяться к тем, кто нарушает закон осознанно,— считает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Тот, кто садится за руль пьяный, не отдает отчета в своих поступках. "Вчера могли дать до девяти лет, сегодня — до двенадцати, поэтому, пожалуй, пьяным за руль не сяду" — так никто не рассуждает». Число пьяных ДТП растет стабильно, несмотря на регулярные ужесточения, отмечает он. «Это очередной холостой выстрел,— говорит он. — Нужно придумывать другие способы. Например, за рубежом есть практика, когда виновный в ДТП по решению суда потом ухаживает в больнице за пострадавшим или помогает семье погибшего». Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько назвал поправки «очередной кампанейщиной». «Только комплексная борьба с пьянством, социальная реклама и пропаганда, воспитание в духе здорового образа жизни могут что-то изменить»,— считает он. При этом из-за сохраняющихся недостатков процедуры медосвидетельствования водителя в России могут обвинить в наркотическом опьянении и привлечь к ответственности на основании следов лекарств в организме, отмечает господин Радько. «Нужно очень осторожно подходить к такому усилению ответственности. Все должно быть юридически и политически взвешенно»,— добавляет юрист, эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева.

Иван Буранов

Вся лента