Турникеты в Московском метрополитене следят за пассажирами
Зачем нужна такая система распознавания лиц
На входе в московском метро появился фейсконтроль: турникеты оснастили камерами с системой распознавания лиц. Технология заработала на станции «Октябрьское поле». В самом метрополитене пока не раскрывают точных целей установки нового оборудования. Зачем еще и турникетам следить за москвичами? Об этом — Яна Пашаева и Яна Лубнина.
«Привет, Большой Брат!» — в соцсетях отреагировали на внедрение сканеров лица в столичной подземке не без тревоги. Пассажиры, входившие в метро на станции «Октябрьское поле», обнаружили, что на турникетах на уровне головы взрослого человека появились камеры: при прикладывании билета к считывающему устройству они загорались зеленым светом. В метрополитене не сильно прояснили ситуацию, прозвучали лишь общие фразы про безопасность. О применении и масштабах системы говорить рано, дала понять пресс-секретарь Московского метрополитена Ирина Сатарова: «На данном этапе камеры предназначены только для обеспечения безопасности. Решения об окончательной конфигурации и архитектуре проекта, порядке его внедрения и сроках не принято.
Что касается участников проекта, то к "пилоту" подключены несколько лучших российских IT-компаний.
Из соображений безопасности мы не называем перечень станций, задействованных в проекте, расположение камер, подключенных к нему и иные параметры "пилота"».
СМИ сразу вспомнили про обещание Минстроя внедрить систему распознавания лиц в российском общественном транспорте для оплаты проезда. Еще год назад в ведомстве рассказывали, что это должно ускорить проход пассажиров. Эксперты не исключают, что в будущем камеры в метро при сканировании лица будут списывать деньги с карты пассажира, и классические билеты уйдут в прошлое. Теоретически такое возможно, но тогда метрополитену нужна большая база биометрических данных, предупреждает заместитель гендиректора компании «Программный продукт» Тимур Аитов. По словам эксперта, подземка может подключиться к уже существующей Единой биометрической системе: «Во-первых, необходимо создать единую базу биометрики из данных о всех возможных пользователях метро. Напомню, что им в Москве ежедневно пользуются 10 млн человек, и на сегодня в этой единой биометрической системе есть лишь данные о примерно нескольких тысячах пассажирах. В основном это клиенты банков, которые сдавали такие профили».
Московские власти тестируют системы распознавания лиц с прошлого года. Перед чемпионатом мира по футболу камеры появились в метро, на железнодорожных вокзалах и на многих стадионах. По данным СМИ, они помогли задержать около 200 правонарушителей и вычислить болельщиков-хулиганов, которым запрещено ходить на матчи.
Идея оплачивать проезд при помощи сканера лица пока слишком «сырая», чтобы быть похожей на правду. Скорее всего, новые технологии предназначены для поимки преступников, предполагает генеральный директор компании Intems Алексей Титов: «Система распознавания может давать сбой. А когда дело идет о деньгах, это неприемлемо. Задача, которую можно решить этими камерами, например, поиск граждан, находящихся в розыске. Потому что системам, которые установлены на платформе или в вестибюле, очень сложно угадать положение лица человека, то есть его идентификация затруднена, а здесь зафиксировать картинку гораздо проще».
Пассажиры же опасаются, что камеры будут вычислять не предполагаемых террористов, а более мелких нарушителей, например, должников. Московские судебные приставы с технологией распознавания лиц хорошо знакомы. С прошлого года у них есть доступ к городским камерам видеонаблюдения. Хотя ловить беглецов куда проще в ограниченном пространстве, например, в вестибюлях метро.
Система распознавания лиц в метро работает в Китае. Пилотный проект, цель которого — оплата проезда, запустили месяц назад, пока, правда, опция доступна только на одной станции.