Volkswagen получил высокие гарантии
Владимир Путин пообещал концерну СПИК
Президент России Владимир Путин пообещал заключить специнвестконтракт (СПИК) с Volkswagen. Ранее у концерна возникли разногласия с Минпромторгом в части параметров контракта: чиновники требовали локализовать коробку передач, что в концерне считали экономически нецелесообразным. Также Volkswagen попросил президента о содействии по вопросу завода в Нижнем Новгороде — это площадка группы ГАЗ Олега Дерипаски. Ранее в немецком концерне говорили, что продолжат инвестиции только в случае снятия санкций США с ГАЗа.
Власти РФ подпишут специнвестконтракт (дает налоговые льготы в обмен на инвестиции) с Volkswagen, сообщил президент Владимир Путин в ходе встречи с гендиректором Volkswagen Group Гербертом Диссом. «Поскольку компания работает в направлении повышения локализации, то, конечно, мы такой контракт подпишем»,— заверил он. О содействии в этом вопросе попросили в Volkswagen.
ООО «Фольксваген Груп Рус» (представительство немецкого концерна Volkswagen в РФ) в СПИК может локализовать в России турбодвигатель (1,4 л) и вдвое увеличить производство уже выпускаемого в Калуге 1,6-литрового двигателя. Но Минпромторг требовал от концерна создать в РФ производство трансмиссии или коробок передач — в целом это стандартное требование Минпромторга при обсуждении СПИК многих автоконцернов.
В октябре 2018 года глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович говорил, что автоконцерн готов инвестировать в развитие присутствия в РФ, но приоритетом должна оставаться экономическая эффективность вложений. Он отмечал, что производство коробок передач может не окупиться. При этом СПИК концерну нужен уже в ближайшее время — с лета механизм может быть закрыт для автопрома, говорили чиновники правительства, а именно контракт должен обеспечить доступ к промсубсидиям в автопроме (де-факто компенсирующим утильсбор российским заводам), без которых производство будет экономически нецелесообразным.
Кроме вопроса СПИК Герберт Дисс хотел обсудить с Владимиром Путиным и другую тему: «Второй вопрос касается наших заводов в Нижнем Новгороде». Он отметил, что это «очень хорошие заводы»: «Здесь нам также требуется ваше содействие». Речь идет о производстве автомобилей на заводе группы ГАЗ Олега Дерипаски в Нижнем Новгороде мощностью 132 тыс. машин ежегодно. Также у VW в России есть завод мощностью 225 тыс. машин в год в Калуге, где производятся модели Volkswagen Tiguan и Polo, Skoda Rapid, а также завод двигателей.
СПИК ООО «Фольксваген Груп Рус» планируется реализовать на базе существующих производственных площадок (Калуга и Нижний Новгород). Но в концерне ранее указывали на то, что «для осуществления дальнейших инвестиций в совместный проект группа ГАЗ не должна находиться под действием санкций». Отметим, срок вступления в силу санкций в отношении ГАЗа неоднократно переносился и сейчас назначен на 6 июля. Это последний актив Олега Дерипаски, по которому идут переговоры о снятии санкций, уже завершившиеся успехом в случае «Русала» и En+.
Источники “Ъ” на рынке полагают, что для Volkswagen стратегически важно продолжение работы на ГАЗе и альтернатив ему на сегодняшний день нет, поэтому они называют логичным, что немецкий концерн попросил Владимира Путина о содействии в санкционном вопросе.
Напомним, сейчас автоконцерны работают в режиме контрактной сборки.
О вариантах выхода ГАЗа из-под санкций известно немногое: в октябре 2018 года вице-премьер Дмитрий Козак сообщал, что обсуждается в том числе вхождение в капитал группы государства или других инвесторов, среди которых назывался Volkswagen. Источники “Ъ” были убеждены, что немцы могут пойти на это только после снятия санкций. 6 марта фактически это подтвердили и в Volkswagen, сообщив, что концерн из-за санкций не ведет переговоры о покупке доли в ГАЗе.
При этом в случае успеха продолжающихся переговоров о снятии санкций с группы ГАЗ Volkswagen может стать не только ее совладельцем, но и участником СПИК с государством (см. “Ъ” от 18 февраля). Согласно параметрам контракта, подписанного ГАЗом, совместные вложения, дополнительные к текущим 20,9 млрд руб. в рамках СПИК, составят 13,7 млрд руб. По данным “Ъ”, они пойдут на локализацию на мощностях ГАЗа легкого коммерческого автомобиля VW Crafter, а также грузовиков линейки Traton AG (MAN, Scania, VW), новых тягачей «Урал» и грузовиков линейки Next.