Суоми мы не местные
Финны голосуют против иммигрантов
В Финляндии в воскресенье, спустя месяц после беспрецедентной отставки правительства, пройдут парламентские выборы. Эксперты отмечают, что недовольство социальной политикой властей спровоцировало, с одной стороны, рекордный интерес избирателей к голосованию, с другой — рост поддержки правопопулистских партий. Самая популярная из них, «Истинные финны», по данным опросов, может занять на выборах второе место. Впрочем, внешнеполитический курс страны и после выборов, скорее всего, останется прежним: никто из политиков не призывает пересмотреть относительно конструктивные отношения с Россией или сотрудничество с НАТО без вступления в альянс.
Официальная дата выборов — 14 апреля. Но 36% финских избирателей (это около 1,5 млн человек) уже приняли участие в предварительном шестидневном голосовании. Этот рекордный для парламентских выборов показатель, как отмечают финские СМИ,— свидетельство недовольства населения политикой правительства.
Согласно опросам, партия «Финляндский центр» во главе с премьер-министром Юхой Сипилей, сформировавшим правительство четыре года назад, на этот раз даже не попадает в тройку лидеров. В Финляндии «центристов» критикуют, в частности, за проваленную реформу здравоохранения и соцобеспечения. Сейчас ответственность возложена на 295 муниципалитетов, которые самостоятельно распределяют финансирование, но правительство Сипили сочло такую модель неэффективной и попыталось передать управление здравоохранением и соцобеспечением 18 большим округам, заодно продав часть государственных больниц и домов престарелых частным владельцам. Скептики считают, что тем самым государство пытается снять с себя ответственность и сэкономить на стареющем населении. Популярности правительству не добавили и другие социальные реформы — усложнение процесса получения пособия по безработице и снижение бюджетных расходов на образование, в результате чего финским студентам уменьшили размер стипендии, а для иностранных учащихся из стран, не входящих в ЕС, ввели платное обучение. После того как рейтинг правительства упал до 32%, а парламентская конституционная комиссия фактически заблокировала реформу здравоохранения и системы социального обеспечения, правительство Финляндии впервые за три десятилетия досрочно ушло в отставку.
Как отметил в интервью телеканалу Yle эксперт исследовательского центра Taloustutkimus Туомас Турья, на парламентских выборах проголосовали или собираются проголосовать многие из так называемых спящих избирателей, которые не участвовали в предыдущих выборах 2015 года. На участки их заставило прийти возмущение социальной политикой правительства. Впрочем, судя по данным соцопросов, ни за одну партию финны не готовы отдать более 20% голосов. Ближе всего к этому показателю Социал-демократическая партия (ее могут поддержать 19%), на втором — националисты-евроскептики «Истинные финны». Ожидается, что их поддержат более 16% избирателей. Тройку лидеров замыкает правоцентристская Коалиционная партия, входившая в последнее правительство.
Примечательно, что значительную часть голосов «спящих избирателей» могут получить как раз «Истинные финны». После выборов 2015 года они успели побывать в правительственной коалиции, а лидер партии Тимо Сойни получил портфель министра иностранных дел, но после внутрипартийного раскола партия оказалась в оппозиции и во время предвыборной кампании, похоже, смогла успешно сыграть на недовольстве населения. Каждую неделю процент поддержки «Истинных финнов», согласно еженедельным опросам, понемногу увеличивался.
Основной пункт политической программы «Истинных финнов» — борьба с «вредной и дорого обходящейся обществу» иммиграцией. С 2015 года в Финляндию с ее 5,5 млн населения приехали почти 50 тыс. беженцев. Правопопулисты предлагают снизить расходы на их ассимиляцию, а освободившиеся средства направить на обеспечение безопасности — в частности, на увеличение числа полицейских.
При этом по вопросам внешней политики у большинства партий расхождений нет: и социал-демократы, и «Истинные финны», и зеленые, и «Финляндский центр» предлагают укреплять военно-политические контакты с соседней Швецией, сотрудничать с НАТО (но не вступать в альянс) и сохранять конструктивный диалог с Россией. В пятерке лидеров предвыборной гонки вступление в НАТО поддерживает только Коалиционная партия. Но и то с оговоркой, что переговоры с альянсом можно было бы начать при достаточной поддержке населения, а финны, согласно соцопросам, пока категорически против.
Куда активнее партии старались отстраниться от правительства Юхи Сипили в вопросах внутренней политики. Так, например, социал-демократы обещают отменить введенную им «модель активности» безработных: сейчас, чтобы не потерять пособие, те обязаны регулярно откликаться на вакансии и соглашаться на любые предложения службы занятости. Эту модель в Финляндии активно критикуют, в частности, потому, что иногда предложения работы абсолютно не соответствуют умениям кандидата — например, в феврале скрипачке предложили играть в оркестре на альте. Другая дискуссионная тема — климат и госфинансирование борьбы с глобальным потеплением. Стремительно набрала популярность Партия зеленых, которая обещает выделять компаниям субсидии, чтобы те уменьшили вредное для окружающей среды производство. А вот «Истинные финны» — против климатической политики ЕС и заявляют, что избиратели не должны из-за проблем с экологией платить больше налогов и сборов. Учитывая, что ни одна из партий не наберет большинство голосов, определять политику дальше будет коалиционное правительство — вероятно, во главе с партией-победителем.