Базель опять потерял часы
Breitling уходит с Baselworld
Руководство Базельской часовой ярмарки в воскресенье вынуждено было подтвердить слухи о том, что марка Breitling покидает Baselworld и не будет в следующем году входить в число участников. Марки такого уровня в Базеле наперечет, и это решение — серьезный удар по и без того ослабленной организации.
«Мы очень сожалеем, что Breitling принял решение не выставляться на Baselworld в 2020 году»,— заявил генеральный директор Базельской ярмарки Мишель Лорис-Меликофф. Уход Breitling лишает Базель еще одной важной опоры.
На такую возможность “Ъ” намекал глава Breitling Жорж Керн во время недавних встреч в Москве. Швейцарская марка устраивала в «Арарат Хаятт» встречи со своими российскими продавцами и журналистами. «Продажи в этом Базеле были очень удачными,— сказал господин Керн корреспонденту “Ъ”,— но у нас есть вопросы ко времени проведения ярмарки. Конец апреля—начало мая для нас слишком поздно. Нам надо представить свои новинки в начале года, не дожидаясь весны».
В прошлые годы такое заявление заставило бы подозревать Жоржа Керна в желании увести марку на Женевский салон высокого часового искусства SIHH, проходивший в январе. Однако в 2020-м обе часовые выставки объявили о том, что они сдвигают время проведения на весну. Благодаря достигнутому соглашению они пройдут почти одновременно, одна за другой. Базель в 2020 году был намечен на 30 апреля—5 мая, сразу после Женевы. Однако, по сведениям “Ъ”, эти сроки устраивают не всех ключевых участников.
Два года назад самая известная часовая ярмарка мира Baselworld отпраздновала столетие. Основанная в 1917 году, она продержалась дольше, чем Великая Октябрьская социалистическая революция, но в век интернета тоже стала выглядеть анахронизмом. Многие марки мечтали вырваться из-под ее диктатуры. Тем более что вместе с ярмаркой в дни Baselworld жировала вся туристическая структура Базеля — отели и рестораны дорожали в десятки раз. А цены, которые здесь брали за стенды, мало что предлагая взамен, главы марок, не стесняясь, называли рэкетом.
Год назад гендиректор Swatch Group Ник Хайек принял решение, что его группа покидает Базель. Swatch Group была одним из главных участников ярмарки в течение всех лет своего существования, а некоторые входящие в нее марки, вроде Longines, выставлялись здесь с самого 1917 года. Это был серьезный удар по господству Базеля, у которого разом отобрали несколько десятков миллионов франков. Ярмарка лишилась также Dior, Fendi, Swarovski, Festina, Corum, Maurice Lacroix, Raymond Weil, Ebel, Movado, Mikimoto, De Grisogono и многих других не столь заметных, но не менее важных марок.
Надо сказать, что в этом году Swatch Group не хватало. Все-таки в ее составе 18 марок, среди которых, например, три бренда, имеющих оборот больше 1 млрд швейцарских франков,— Omega, Longines и Tissot. В этом году в Базеле их уже не было, и квартал главного павильона, где долгие годы находились их стенды, напоминал мемориал разрушенной деревни: пустота, чистота, декоративные клумбы.
В 2019 году в Базеле оказалось на 150 участников меньше, чем в прошлом, тоже не самом успешном за всю историю ярмарки, которая еще десять лет назад имела 1,9 тыс. павильонов против нынешних 500.
Организатор ярмарки — компания MCH год назад отправила в отставку опытного директора Сильви Риттер и назначила нового руководителя Мишеля Лорис-Меликоффа, швейцарца с русскими корнями. Для спасения ситуации у него было лишь несколько месяцев.
Общее мнение, что потомок Пушкина и царского министра Александра II сделал все, что мог. Город пошел выставке на уступки, сдержав цены, насколько возможно, во время ярмарки. Участники Baselworld получили возможность заключать краткосрочные контракты: не на несколько лет, как раньше, а от одной ярмарки до другой. В быстро меняющемся мире многим это было очень важно. Именно благодаря такой системе руководители ярмарки и марки Breitling смогли сегодня подсластить пилюлю, намекнув, что ситуация еще может измениться.
«Мы подумаем о возможном возвращении в Базель начиная с 2021 года»,— заявил Жорж Керн.
Освободившееся место, по словам руководства ярмарки, достанется родственной Rolex активно растущей в последние годы марке Tudor. Решение о том, что Rolex, таким образом, практически удвоится, означает, что хотя бы этот крупнейший участник Baselworld твердо намерен в 2020 году остаться. Теперь многое будет зависеть от поведения остальных «китов», на которых еще стоит ярмарка,— LVMH, Chopard, Patek Philippe и Chanel.