К Лаппеенранте подвезут миллион пассажиров
Железнодорожное сообщение между Петербургом и финским городом может быть запущено в 2025 году
Как стало известно “Ъ”, российско-финская группа исследователей подготовила прогнозный расчет пассажиропотока по проекту железнодорожного сообщения между Петербургом и Лаппеенрантой. По оценке специалистов, на электричке могут передвигаться около 1 млн пассажиров. Для этого необходимо до 2025 года реконструировать инфраструктуру. Объем инвестиций с финской стороны может составить около €85 млн, объем и источник финансирования для российской стороны пока не определен. Окупить инвестиции в проект может наращивание грузопотока на ветке через Светогорск.
Как российские и финские власти пытаются организовать регулярное железнодорожное сообщение с Иматрой
Как сообщал ранее “Ъ”, российские и финские власти обсуждают развитие железнодорожного пункта пропуска в Светогорске и Иматре для организации грузового и пассажирского железнодорожного движения (см. “Ъ” от 05.02.2019).
Прогнозный пассажиропоток на электричке между Петербургом и Лаппеенрантой может составить около 1 млн человек к 2025 году, заявила “Ъ” вице-президент ГК «Транспортная интеграция» (исполнитель исследования, заказанного Финским региональным союзом Южной Карелии) Светлана Воронцова. Это 15% пассажиропотока, который сейчас пересекает границу на машинах и автобусах в трех погранпунктах. Согласно проекту, электричка будет следовать из Петербурга через Выборг, Каменногорск, Светогорск, Иматру с конечной остановкой в Лаппеенранте. Досмотр документов российской стороной будет осуществляться от Петербурга до Выборга, паспортный контроль в Финляндии — на станциях.
Финская сторона уже подготовила мастер-план развития проекта и, по словам госпожи Воронцовой, оценивает объем инвестиций в €85 млн. Эта сумма включает модернизацию пункта пропуска и станций в Иматре и Лаппеенранте. Объем инвестиций на российскую сторону еще не просчитан. При этом ранее представитель Союза Южной Карелии подтверждал “Ъ” заинтересованность финской стороны в проекте, подчеркивая, что финансирование на модернизацию инфраструктуры может предоставить Евросоюз. По такой схеме «уже реконструированы пункты пропуска в Ивангороде, пешеходный пункт пропуска "Парусинка" и автомобильный пункт пропуска в Светогорске»,— говорит заместитель директора петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Дмитрий Ваньчков.
«Если проект найдет поддержку с российской стороны, власти Финляндии готовы обсуждать международные инвестиции в инфраструктуру Ленобласти»,— сообщил “Ъ” господин Ваньчков.
Однако пассажирское движение поездов на направлении Петербург — Лаппеенранта не окупит инвестиции; экономику проекта составляет организация грузового движения между городами, говорит источник “Ъ”, участвовавший в совещании российских и финских властей. Изначально инициатива исследования принадлежала властям Финляндии, напоминает господин Ваньчков, подчеркивая, что в Куопио строится крупнейший в Европе ЦБК. «Заинтересованность финской стороны оправдана логистикой: железнодорожная ветка через Светогорск на 160 км ближе, чем через станцию Бусловская»,— говорит господин Ваньчков.
По данным Reuters, Finnpulp — компания, которая строит завод по производству целлюлозы в Куопио мощностью 1,2 млн тонн в год, — подконтрольна China’s Hengan International, крупнейшему производителю гигиенических прокладок и подгузников в Китае. Размер инвестиций в производство составляет €1,4 млрд. Завод планирует начать работу в 2020 году.
Из России в Финляндию экспортируют руду, лесные и нефтяные грузы, удобрения и черные металлы. Импортируют — бумагу, машиностроительную продукцию, электрооборудование, транспортные средства, кофе и чай. Грузопоток через четыре железнодорожных погранперехода с Финляндией составил 15,8 млн тонн в 2017 году (+7,4% к уровню 2016 года), большую часть грузов обслуживает станция Бусловская, Светогорск обработал 2,5–3 млн тонн грузов. Перераспределение грузопотоков со станции Бусловская на Светогорск освободит пути для поездов «Аллегро», уверены в ГК «Транспортная интеграция».