Беспорядкам в Ингушетии нашли организаторов
Их отправили в СИЗО сразу после отбытия административного наказания
Сотрудники Следственного комитета России (СКР) нашли возможных организаторов столкновений с участием силовиков, произошедших 27 марта в столице Ингушетии Магасе после митинга протеста против главы республики Юнус-Бека Евкурова. Суд Нальчика 14 апреля арестовал по подозрению в организации нападения на правоохранителей трех известных в регионе оппозиционеров — Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Бараха Чемурзиева. Число фигурантов уголовного разбирательства о событиях 27 марта близко к двум десяткам. Их представители говорят об абсурдности обвинений, представители власти — что активисты «превысили предел, до которого она была корректна».
Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов и Барах Чемурзиев с 3 апреля находились в спецприемнике для административно арестованных в Нальчике (Кабардино-Балкария), куда попали на десять суток по решению Магасского районного суда Ингушетии. «Срок их ареста истекал 13 апреля в восемь утра. А накануне начальник приемника попросил Ахмеда сказать родне, чтобы не приезжала его встречать в Нальчик, дабы "не устраивать тут митинг"»,— рассказала “Ъ” представляющая его интересы адвокат Фатима Урусова. Родственники Мусы Мальсагова такого предупреждения, очевидно, не получили и приехали на двух машинах к спецприемнику, но встречать им было некого. Около 22:00 12 апреля следователи уже привлекли всех троих в качестве подозреваемых по уголовному делу. «Затем их просто перевели внутри здания с этажа на этаж — из спецприемника в ИВС как задержанных»,— объяснила госпожа Урусова.
Сотрудники главного управления СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу подозревают их в организации применения насилия к представителям власти (ч. 3 ст. 33; ст. 318 УК РФ; до десяти лет лишения свободы). Городской суд Нальчика вчера рассматривал ходатайства об аресте Ахмеда Барахоева, Мусы Мальсагова и Бараха Чемурзиева всю вторую половину дня. По словам очевидцев, в это время улицы вокруг здания суда были перекрыты, а само оно оцеплено полицейскими. Следователи просили отправить всех троих в СИЗО на два месяца, объясняя это стандартными для таких ходатайств формулировками о возможности фигурантов повлиять на следствие или скрыться от него. В итоге суд ходатайство удовлетворил. «Следователи говорили, что у них масса видеоматериалов, в которых они еще разбираются»,— рассказал адвокат Мусы Мальсагова Аральбек Думанишев. «Они показывали фотографии, где Барахоев находится на митинге, но этого он и не отрицал никогда. Но все знают Ахмеда как спокойного и выдержанного человека, который всегда призывал к соблюдению порядка. С этим не вяжется образ организатора нападений на силовиков. Да и не видно доказательств, что кто-то вообще организовывал эти столкновения»,— сказала госпожа Урусова. «Следствие объясняет подозрения тем, что подозреваемые — "уважаемые люди" и они находились на митинге. Но они делали все возможное, чтобы успокоить людей»,— заявил адвокат Бараха Чемурзиева Магомед Абубакаров.
Арестованные — первые официально названные СКР возможные организаторы столкновений, случившихся в Ингушетии 27 марта. Тогда после митинга протеста против главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова часть манифестантов решила остаться на площади в центре Магаса бессрочно. Утром их попытались вытеснить бойцы Росгвардии. В ходе завязавшейся драки в ход пошли полицейские дубинки, палки, камни и стулья. В какой-то момент в ситуацию вмешались сотрудники местного МВД, которые пытались прекратить потасовку. Протестующие ушли из Магаса и перекрыли федеральную трассу «Кавказ», которую после переговоров удалось освободить только к вечеру. Юнус-Бек Евкуров заявил в эфире местного телевидения, что потребует «жесткого наказания» для организаторов митинга, «чтобы другим неповадно было». В Ингушетии активно заработали силовики. В отпуск с последующим увольнением был отправлен глава республиканского МВД Дмитрий Кава, а бывшее на месте столкновений подразделение ингушской полиции было распущено. В республике прошла серия обысков и арестов. К середине апреля число арестованных по обвинению в нападениях на полицейских приблизилось к двум десяткам, а административные наказания получили более 30 человек.
Представители власти в беседах с “Ъ” настаивают, что действуют правильно. «Во время октябрьского митинга протестующие сидели в центре Магаса законно, а здесь никто время акции не продлевал. Им несколько раз культурно предлагали разойтись, но они сочли это за слабость. Власть вела себя максимально корректно, но всему есть предел»,— сообщил источник в органах власти. По его словам, «на каждого из арестованных есть доказательная база». По законодательству, у СКР есть десять дней на предъявление арестованным официального обвинения.