«Хевел» начнет продажи солнечных панелей для домов
В компании рассчитывают на рост рынка на 20–30% в год
«Хевел» запускает продажи солнечных модулей для частных домохозяйств на российском рынке. Спрос на солнечные модули в «Хевел» оценивают в 3–5 МВт в год, а ежегодный оборот оборудования для ВИЭ-микрогенерации, по словам источников “Ъ”, превысит 1 млрд руб. в год. К концу 2018 года объем солнечных установок на крышах и во дворах частных домов в России достигал 15 МВт. Но аналитики пока не видят серьезных экономических стимулов для массового развития этого сегмента рынка, отмечая, что даже предлагаемые правительством меры поддержки потребителей не будут в достаточной мере повышать спрос на модули.
«Хевел» (СП «Реновы» Виктора Вексельберга и «Реам Менеджмент» Михаила Сиволдаева) первым из российских инвесторов в зеленую генерацию выходит на розничный рынок РФ, запуская продажи домашних солнечных панелей. Их можно устанавливать на крышах и во дворах частных домохозяйств с потреблением до 15 кВт, сообщили “Ъ” в компании.
До этого «Хевел» строил только солнечные электростанции (СЭС) на оптовом энергорынке по договорам на поставку мощности (ДПМ) для зеленой генерации. Такие контракты дают ВИЭ-инвесторам большую выручку за счет повышенных платежей потребителей, гарантирующих возврат инвестиций.
Сегмент зеленой микрогенерации в РФ пока мало развит из-за отсутствия экономических стимулов для потребителей. В Госдуме пока прошло только первое чтение законопроекта, стимулирующего установку солнечных панелей или ветряков для домохозяйств. Его суть — дать возможность потребителям сбрасывать излишки выработки зеленой генерации в сеть, а энергосбытовые компании будут обязаны выкупать эти объемы по рыночной цене. Второе чтение документа перенесено на осень.
Алексей Жихарев из VYGON Consulting отмечает, что цена продажи избытков составит около 2,3 руб. за 1 кВт•ч, в то время как сами потребители платят энергосбытовой компании до 7 руб. за 1 кВт•ч.
Себестоимость энергии от солнечных панелей варьируется от 10 до 20 руб. за 1 кВт•ч в зависимости от уровня инсоляции в регионе.
По оценке господина Жихарева, продажи в розницу будут актуальны для дачных поселков с низким уровнем надежности энергоснабжения. «В мире в качестве стимулирующей меры частным потребителям предоставляются налоговые льготы, спецкредиты на льготных условиях, госсубсидии, закрывающие до 50% от затрат на покупку оборудования»,— перечисляет он.
Глава информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович считает, что из-за отсутствия стимулов для потребителей потенциальный объем рынка в среднесрочной перспективе относительно невелик. «Впрочем, в южных регионах с высокой инсоляцией и высокими тарифами на электроэнергию при оптимальном подборе оборудования домашняя СЭС может окупиться за обозримый срок»,— добавляет он.
Гендиректор «Хевел» Игорь Шахрай пояснил “Ъ”, что объем собственных продаж на розничном рынке компания оценивает в 3–5 МВт в год. Расширение географии поставок солнечных модулей и готовых решений может идти в том числе через развитие дилерской сети, что будет интересно малому и среднему бизнесу в регионах. По его словам, за последний год себестоимость оборудования снизилась более чем на 20%.
Суммарный объем солнечных установок на частных домах в России к концу 2018 года составлял 15 МВт, по оценке Ассоциации предприятий солнечной энергетики.
В среднем на дом приходится 3–5 кВт, то есть сегодня солнечные установки обеспечивают электроснабжение примерно 5 тыс. домохозяйств. За последний год мощность солнечной генерации на частных домах выросла на треть. «С принятием закона о микрогенерации мы ожидаем дополнительного роста на 20–30% ежегодно. Общий потенциал рынка микрогенерации в России — не менее 50 МВт»,— прогнозируют в ассоциации. Источник “Ъ” на энергорынке считает, что ежегодный оборот рынка оборудования для микрогенерации превышает 1 млрд руб. в год.