Эволюция франчайзинга
Чего ждать от этого рынка в ближайшие годы?
Сегодня франчайзинг остается одной из самых востребованных бизнес-моделей в России, и с каждым годом его популярность только растет. При этом в данном сегменте предпринимательства на смену сетевым кафе и барбершопам постепенно приходят социальные проекты, касающиеся детского образования и услуг для старшего поколения.
По данным компании EMTG, организатора одной из самых авторитетных международных выставок франшиз в России — BUYBRAND Expo, сейчас в нашей стране работают около 3 тысяч франчайзеров и действуют свыше 70 тысяч франчайзинговых точек. При этом примерно 20 процентов рынка занимают франшизы с небольшим объемом инвестиций (до миллиона рублей). Однако 3 тысячи франчайзеров далеко не предел, считает гендиректор компании EMTG Екатерина Сойак: «Потенциал для роста есть. Количество франчайзинговых компаний увеличивается на 15 процентов в год. Растет также интерес к развитию бизнеса по данной модели и со стороны потенциальных франчайзи. Эту тенденцию мы фиксируем и по нашим выставкам франшиз — Buybrand Expo и Buybrand Franchise Market. Посещаемость этих мероприятий стабильно растет, и в этом году на весенней выставке побила трехлетний рекорд».
По оценке руководителя каталога франшиз Franshiza.ru Анны Рождественской, сейчас в стране насчитывается 2250 франчайзеров, а рынок франчайзинга в России за последний год вырос на 19 процентов. Эксперт говорит, что в основном рост произошел за счет российских предпринимателей, а не иностранцев. «Сама по себе структура интереса к франчайзингу в десятке крупных городов почти не изменилась. Это по-прежнему Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск, Самара и Екатеринбург. Но в целом малые города отвоевывают все большую долю в географии, уже более 20 процентов франчайзинговой аудитории проживает в городах с населением менее 300 тысяч человек»,— констатирует госпожа Рождественская.
Такая статистика свидетельствует о том, что в российских регионах становится больше предпринимателей, которые задумываются либо о диверсификации существующего бизнеса, либо об открытии нового по франшизе. «Если раньше мы наблюдали экспансию франчайзеров из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы, то теперь видим активное развитие региональных франчайзеров. Часть из них, укрепившись в своем регионе, выходит на федеральный уровень»,— отмечает Екатерина Сойак.
Кризис роста
Гендиректор EMTG Екатерина Сойак говорит, что сейчас россияне стали подходить к выбору и покупке франшизы все более осознанно, равно как и владельцы франшиз к отбору франчайзи. Осторожные бизнесмены также стали больше внимания обращать на возраст самой сети и количество лет ее работы по франчайзингу. «Становится все меньше компаний, которые продают франшизы только лишь бы что-то продать,— говорит Екатерина Сойак.— Франчайзинг — это прежде всего партнерство, и мы видим, что российский бизнес приходит к этому пониманию».
Сложная экономическая ситуация в стране, по мнению экспертов, вовсе не мешает развитию франчайзинга. Напротив, оказавшись в трудных условиях, бизнес в России ищет способ развиваться с меньшими рисками и затратами. Франчайзинг в этом случае оптимален как для того, кто хочет масштабировать уже существующий бизнес, так и для того, кто находится на старте и только ищет варианты открытия собственного дела. Кроме того, сейчас внимание франчайзингу стали уделять некоторые российские производители, которые хотят наладить собственную розницу.
Тенденция к росту на рынке франчайзинга в стране сохранится, если в российской экономике не произойдет серьезных потрясений, например из-за расширения санкций.
По прогнозам Екатерины Сойак, можно предположить дальнейшее увеличение количества франшиз на 10–15 процентов ежегодно. Естественно, что большей популярностью сейчас пользуются простые с точки зрения внутренней кухни бизнес-модели со сроком окупаемости до двух лет и небольшими инвестициями на старте. «Значительный вклад в прирост внесут именно такие малые инвестиционные форматы, то есть франшизы с небольшими вложениями (до 3 млн рублей). Хотя только часть из них впоследствии останется на рынке»,— прогнозирует госпожа Сойак.
Суси встали поперек горла
Если смотреть по нишам, то франчайзинг традиционно активно развивается в трех сегментах: сфера услуг, розничная торговля и общепит. Согласно данным исследования каталога Franshiza.ru, на апрель 2019 года на эти сферы приходилось по 35, 33 и 21 процент от всех отечественных франшиз соответственно. Быстрее всех за год вырос общепит за счет сегмента фастфуда: появилось много концепций шаурмы, мини-пиццерий и пироговых.
Анна Рождественская отмечает: примечательно, что в этом году был впервые зафиксирован спад интереса в сегменте бургерных, а также в сфере доставки суси. Вместо во всех смыслах приевшихся концепций предприниматели делают ставки на неожиданные идеи: бар с аукционами Gagen (от создателей сети дискаунт-баров KillFish) или кафе криодесертов «Полярная станция». Высок спрос на франшизы пивных магазинов, на продукты от производителей («Сырная лавка», «Рыб Сеть») и продуктовые магазины в формате «у дома» вроде «Фасоли». «Еще один традиционно популярный сегмент — непродовольственной розницы — на данный момент продолжает терять долю рынка (упал с 37 до 33 процентов с прошлого исследования)»,— говорит Анна Рождественская. Хотя эксперты Franshiza.ru в последнее время отмечают также появление большого числа франшиз в сегменте «товары для дома» (предметы домашнего обихода, текстиль, посуда), популярность «автомобильных» франшиз (автосервисы, продажа запчастей, замена масла), а также развитие «вендинговых» франшиз, которые легко организовать, инвестиции требуются низкие, а в управлении этот бизнес достаточно прост.
Все эти тренды можно прямо и косвенно отследить на «наградном срезе» франчайзинга — премии Golden Brand, которую компания EMTG проводит с 2006 года. По итогам 2018 года лауреатов выбирали в пяти номинациях. Так, «Франчайзером года» в категориях HoReCa, «Услуги» и «Розничные сети» стали «Шоколадница», сеть автосервисов FIT Service и ритейлер «Стильпарк» соответственно. «Прорыв года», вручаемый за лучшие показатели по росту за прошлый год, достался компаниям «Правда кофе», Pedant.ru и сети магазинов «Пив&Ко». Победителей в номинациях «Франчайзи года» и «Франчайзинг в лицах» выбирало жюри. Лучшими франчайзи были признаны партнеры «Пив&Ко» из Нефтеюганска, а генеральный директор «Правды кофе» Филипп Лейтес получил награду «Франчайзинг в лицах». Наконец, приз в номинации «Золотая франшиза» — главной номинации Golden Brand — достался «Шоколаднице».
До 16 и старше
Впрочем, не обязательно открывать франчайзинговый ресторан или барбершоп, чтобы стать успешным, подчеркивают эксперты рынка. Оригинальная концепция, попавшая в тренд, также окажется востребованной и может быть масштабирована под нужный формат. «Взять, например, шеринги: этот формат был впервые опробован на столичном рынке автомобильного проката всего несколько лет назад, а сегодня велошеринги, самокат-шеринги и даже шеринги зарядных устройств с успехом развиваются во многих регионах по франшизе»,— перечисляет Екатерина Сойак. В качестве еще одной тенденции гендиректор EMTG называет услуги для старшего поколения. «На Западе уже нащупали этот тренд: франшизы компаний по уходу за пожилыми — одни из самых быстрорастущих в США,— говорит она.— У нас эта ниша пока относительно свободна, но запрос на подобный бизнес есть, и он определенно будет расти».
То, что внимание франчайзеров и франчайзи переориентируется на социальную сферу, подтверждает и Анна Рождественская. «Из тенденций можно отметить дальнейшее развитие детского сегмента. Причем если раньше были франшизы детских центров, то сейчас больше франшиз узкой специализации: школы лидерства для детей, школы развития предпринимательского мышления, программирования, скорочтения, ментальной математики, эмоционального интеллекта, школы видеоблогерства и так далее»,— рассказывает руководитель каталога Franshiza.ru.
Не один в поле воин
С ростом рынка франчайзинга и популярности этой бизнес-модели автоматически растет и число псевдофраншиз.
«Такие "франчайзеры" зачастую не имеют опыта развития собственного бизнеса либо этот опыт минимален, не имеют зарегистрированного товарного знака, что, однако, не мешает им передавать его своим франчайзи,— перечисляет Анна Рождественская.— Такая картина связана в том числе и с появлением услуг разнообразной "быстрой упаковки франшиз" за считанные дни, в результате которых появляются непроработанные, непродуманные проекты с множеством рисков как для продавцов, так и для покупателей франшизы». Именно поэтому эксперты не устают напоминать о том, как важно получать перед покупкой полную информацию из авторитетных источников о франчайзере и франшизе.
В целом же франчайзеры и франчайзи живут по тем же правилам и законам, что и весь остальной российский малый и средний бизнес, добавляет Екатерина Сойак: «Хотя именно через поддержку франчайзинга государство могло бы реализовать задачу стимуляции деловой активности и вовлечения населения в малый и средний бизнес. Время от времени мероприятия по поддержке франчайзинга проводятся на уровне региональных или даже муниципальных властей, но это лишь точечные меры».
Впрочем, ситуация в этом направлении начинает понемногу меняться. В этом году в столице уже во второй раз пройдет Московская неделя предпринимательства (с 27 по 31 мая), в рамках которой также состоится Международная выставка и Форум по франчайзингу Moscow Franchise Expo 2019. Во время этого двухдневного мероприятия (с 28 по 29 мая) инвесторам и потенциальным партнерам представят российские бренды, работающие в рамках франчайзинговой системы в разных секторах рынка. Также на этом мероприятии предприниматели смогут установить партнерские отношения и ознакомиться с новыми технологиями в области франчайзинга. Кроме того, в рамках Московской недели предпринимательства будет вручена бизнес-премия «Прорыв года», в числе номинаций которой есть специальная номинация «Франшиза года».
— Мы рассчитываем, что в Москве в ближайшие два-три года значительно увеличится число предприятий малого и среднего бизнеса. Такая задача сейчас стоит перед каждым регионом и для столицы как крупнейшего рынка сбыта в первую очередь. Благодаря развитой инфраструктуре поддержки предпринимательства в столице москвичи могут использовать различные субсидии и льготы при открытии собственного бизнеса, а франчайзинг позволяет бизнесменам использовать уже отлаженные бизнес-процессы, дает им хорошую возможность освоиться в новом для себя деле и позволяет сократить риски. По данным Российской ассоциации франчайзинга, в Москве по такой системе сейчас работает 11,5 тысячи объектов и 500 брендов. Достижения франчайзеров мы также отмечаем с помощью первой московской предпринимательской премии «Прорыв года», где мы выделили специальную номинацию «Франшиза года». На эту номинацию мы получили более 3 тысяч заявок,— заключил руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.