Отучиться от пустышек
Как отличить хорошую франшизу от плохой
Сегодня мы знаем о 3000 франшиз, работающих на российском рынке. Именно «мы знаем», а не «всего есть», потому что новые франшизы появляются в нашей стране каждый день. Точнее, компании, называющие себя франшизами. В результате понятие, что такое франшиза, да и сам рынок франчайзинга, размывается. Например, не каждый покупатель франшизы (и даже ее владелец) сегодня понимает разницу между франчайзингом и сетевым бизнесом. Поэтому бизнес-портал БИБОСС решил заняться образованием продавцов и покупателей франшиз и запустил в прошлом году новый открытый и постоянно обновляющийся рейтинг франшиз. Составляя данный рейтинг, наша команда вывела несколько полезных советов для потенциальных франчайзи, которые помогут даже новичкам в этой сфере отличить хорошую франшизу от пустышки. Итак, 10 признаков того, что франшиза недостойна вашего внимания.
Нет юрлица и товарного знака. В России только 67 процентов франшиз имеют зарегистрированный товарный знак, из них 39 процентов зарегистрировали его после запуска продаж франшизы. Есть даже франшизы, не имеющие юрлица! К сожалению, отсутствие в российском законодательстве термина «франчайзинг» позволяет называться франшизой даже таким «компаниям». Проверить наличие юрлица можно по договору (если вам его пришлют), а товарного знака — через онлайн-каталоги товарных знаков и ФИПС.
Никогда не было своего предприятия. И такое бывает! В лучшем случае такие франшизы — ответвления старых. Например, школа бальных танцев запускает еще и франшизу школы спортивных танцев, не имея таковой в собственной сети. Но бывает и франшиза ради франшизы. Покупать такую, конечно, не стоит.
Она «упакована». К сожалению, на фоне моды на франчайзинг появились консультанты, ставящие производство франшиз на поток. Они называют себя «упаковщиками», а процесс создания франшизы — «упаковкой». Это слово намекает на кажущуюся простоту и быстроту процесса. Может, это и так, вот только за дальнейшую судьбу франшизы «упаковщики» чаще всего ответственности не несут. Они берутся за любую компанию, независимо от того, может ли она реально развиваться по франчайзингу или нет. Не всегда можно понять, «упакована» франшиза или нет, но перед тем как начать выбирать франшизу, пройдитесь сначала по сайтам «упаковщиков» и посмотрите их портфолио.
Отдел продаж франшизы на аутсорсе. Обычно такие посредники заинтересованы в продажах любой ценой. Они не несут ответственности за то, пойдет или не пойдет дело у франчайзи, будет ли он пролонгировать договор потом. Как понять, что перед вами продавец на аутсорсе? Почта не на домене компании; при звонке уточняет, какая франшиза интересует; может предложить другую, непохожую франшизу; на его странице в соцсетях никак не упоминается интересующий вас бренд. А еще агрессивные продажи и минимум вопросов к вам при разговоре.
Противоречивая или неполная финансовая модель. Мы проанализировали сотни финансовых моделей и можем сказать — проверяйте их тщательно. Где-то ради увеличения прибыли «забывают» указать налоги, где-то — амортизацию оборудования. А еще 44 процента франшиз вообще не присылают финансовую модель, а 15 — присылают в нередактируемом формате! Некоторые честно признаются, что ее нет, некоторые прикрываются «секретностью» расчетов. Стоит ли говорить, что с такими франшизами лучше не работать?
Гарантии окупаемости. Даже если финансовая модель просчитана идеально и все продумано, есть десятки факторов, которые влияют на успех или неуспех франчайзи, причем многое зависит именно от него. Серьезные франшизы никаких гарантий не дают, в лучшем случае, если дело у франчайзи не пошло, они возвращают паушальный взнос. Не всю сумму, а именно вступительный взнос, составляющий в среднем 10 процентов от всех инвестиций. А если франшиза что-то гарантирует, проверьте ее договор: подтверждает ли она свои обязательства документально?
Долгий отклик. Если заявка на франшизу не получает отклика в течение пары дней (в идеале минут), это значит, что франшиза — «падчерица» у собственной сети. Если вы ее купите, отношение к вам будет соответствующее.
Реклама в странных местах. Означает, что у франшизы нет денег на маркетинг. Другими словами, у нее финансовые проблемы либо она просто не зарабатывает достаточно.
У компании задолженности или много судов. Не поленитесь проверить компанию, продающую франшизу, а также все аффилированные юрлица, на предмет долгов по ФССП. Если долги компании перевалили за сотни тысяч, ее могут просто закрыть или заблокировать счета, пострадаете от этого вы. А история судов покажет, не привлекался ли франчайзер ранее к наказанию за незаконное обогащение.
Некомпетентный менеджер по продажам. Еще один звоночек, указывающий на то, что компании нет разницы, кому продавать франшизу и ответственности за успех франчайзи она нести не будет. Симптомы: менеджер работает по скрипту; уходит от ответа; говорит рекламными фразами; не знает, какой договор подписывается; путается в финансовых показателях. Часто такие продавцы куда-то торопятся и пытаются скорее «закрыть» на разговор с руководителем.
Повторюсь, что таких франшиз, в том числе и по результатам рейтинга, мы обнаружили множество. Так что они будут подстерегать вас повсюду. Будьте бдительны.
Методология составления рейтинга
На франчайзинговом рынке России сегодня представлено около 3000 франшиз. Будь они все о идеальными, данный рейтинг не понадобился бы. Но выбрать франшизу сегодня сложнее, чем кажется. Каждая компания, развивающаяся по системе франчайзинга и представленная в этом рейтинге, была оценена аналитическим департаментом БИБОСС по 27 критериям, прошла проверку юридической чистоты и эффективности отдела продаж методом «тайного покупателя». Рейтинг обновляется порталом БИБОСС ежемесячно, поэтому остается актуальным в течение всего года.
«Мы не претендуем на 100-процентную объективность рейтинга, но хотим помочь потенциальным покупателям франшиз сориентироваться в мире франчайзинга, а франчайзерам — обратить внимание на недочеты в своей работе и стать лучше»,— говорит директор по инновациям бизнес-портала БИБОСС Альберт Хамзин.
Рейтинг БИБОСС. ТОП-50 франшиз*
|
Рейтинг подготовлен Аналитическим Департаментом БИБОСС исключительно в информационных целях. Данные, содержащиеся в рейтинге, не должны быть истолкованы прямо или косвенно, как рекомендации по инвестициям. БИБОСС не несет ответственности за возможные убытки или ущерб, возникшие в результате использования третьей стороной информации, содержащейся в настоящем рейтинге, включая опубликованные мнения или заключения. Полная версия рейтинга БИБОСС