Отучиться от пустышек

Как отличить хорошую франшизу от плохой

Сегодня мы знаем о 3000 франшиз, работающих на российском рынке. Именно «мы знаем», а не «всего есть», потому что новые франшизы появляются в нашей стране каждый день. Точнее, компании, называющие себя франшизами. В результате понятие, что такое франшиза, да и сам рынок франчайзинга, размывается. Например, не каждый покупатель франшизы (и даже ее владелец) сегодня понимает разницу между франчайзингом и сетевым бизнесом. Поэтому бизнес-портал БИБОСС решил заняться образованием продавцов и покупателей франшиз и запустил в прошлом году новый открытый и постоянно обновляющийся рейтинг франшиз. Составляя данный рейтинг, наша команда вывела несколько полезных советов для потенциальных франчайзи, которые помогут даже новичкам в этой сфере отличить хорошую франшизу от пустышки. Итак, 10 признаков того, что франшиза недостойна вашего внимания.

Директор по инновациям бизнес-портала БИБОСС Альберт Хамзин

Фото: БИБОСС

Нет юрлица и товарного знака. В России только 67 процентов франшиз имеют зарегистрированный товарный знак, из них 39 процентов зарегистрировали его после запуска продаж франшизы. Есть даже франшизы, не имеющие юрлица! К сожалению, отсутствие в российском законодательстве термина «франчайзинг» позволяет называться франшизой даже таким «компаниям». Проверить наличие юрлица можно по договору (если вам его пришлют), а товарного знака — через онлайн-каталоги товарных знаков и ФИПС.

Никогда не было своего предприятия. И такое бывает! В лучшем случае такие франшизы — ответвления старых. Например, школа бальных танцев запускает еще и франшизу школы спортивных танцев, не имея таковой в собственной сети. Но бывает и франшиза ради франшизы. Покупать такую, конечно, не стоит.

Она «упакована». К сожалению, на фоне моды на франчайзинг появились консультанты, ставящие производство франшиз на поток. Они называют себя «упаковщиками», а процесс создания франшизы — «упаковкой». Это слово намекает на кажущуюся простоту и быстроту процесса. Может, это и так, вот только за дальнейшую судьбу франшизы «упаковщики» чаще всего ответственности не несут. Они берутся за любую компанию, независимо от того, может ли она реально развиваться по франчайзингу или нет. Не всегда можно понять, «упакована» франшиза или нет, но перед тем как начать выбирать франшизу, пройдитесь сначала по сайтам «упаковщиков» и посмотрите их портфолио.

Отдел продаж франшизы на аутсорсе. Обычно такие посредники заинтересованы в продажах любой ценой. Они не несут ответственности за то, пойдет или не пойдет дело у франчайзи, будет ли он пролонгировать договор потом. Как понять, что перед вами продавец на аутсорсе? Почта не на домене компании; при звонке уточняет, какая франшиза интересует; может предложить другую, непохожую франшизу; на его странице в соцсетях никак не упоминается интересующий вас бренд. А еще агрессивные продажи и минимум вопросов к вам при разговоре.

Противоречивая или неполная финансовая модель. Мы проанализировали сотни финансовых моделей и можем сказать — проверяйте их тщательно. Где-то ради увеличения прибыли «забывают» указать налоги, где-то — амортизацию оборудования. А еще 44 процента франшиз вообще не присылают финансовую модель, а 15 — присылают в нередактируемом формате! Некоторые честно признаются, что ее нет, некоторые прикрываются «секретностью» расчетов. Стоит ли говорить, что с такими франшизами лучше не работать?

Гарантии окупаемости. Даже если финансовая модель просчитана идеально и все продумано, есть десятки факторов, которые влияют на успех или неуспех франчайзи, причем многое зависит именно от него. Серьезные франшизы никаких гарантий не дают, в лучшем случае, если дело у франчайзи не пошло, они возвращают паушальный взнос. Не всю сумму, а именно вступительный взнос, составляющий в среднем 10 процентов от всех инвестиций. А если франшиза что-то гарантирует, проверьте ее договор: подтверждает ли она свои обязательства документально?

Долгий отклик. Если заявка на франшизу не получает отклика в течение пары дней (в идеале минут), это значит, что франшиза — «падчерица» у собственной сети. Если вы ее купите, отношение к вам будет соответствующее.

Реклама в странных местах. Означает, что у франшизы нет денег на маркетинг. Другими словами, у нее финансовые проблемы либо она просто не зарабатывает достаточно.

У компании задолженности или много судов. Не поленитесь проверить компанию, продающую франшизу, а также все аффилированные юрлица, на предмет долгов по ФССП. Если долги компании перевалили за сотни тысяч, ее могут просто закрыть или заблокировать счета, пострадаете от этого вы. А история судов покажет, не привлекался ли франчайзер ранее к наказанию за незаконное обогащение.

Некомпетентный менеджер по продажам. Еще один звоночек, указывающий на то, что компании нет разницы, кому продавать франшизу и ответственности за успех франчайзи она нести не будет. Симптомы: менеджер работает по скрипту; уходит от ответа; говорит рекламными фразами; не знает, какой договор подписывается; путается в финансовых показателях. Часто такие продавцы куда-то торопятся и пытаются скорее «закрыть» на разговор с руководителем.

Повторюсь, что таких франшиз, в том числе и по результатам рейтинга, мы обнаружили множество. Так что они будут подстерегать вас повсюду. Будьте бдительны.

Методология составления рейтинга

На франчайзинговом рынке России сегодня представлено около 3000 франшиз. Будь они все о идеальными, данный рейтинг не понадобился бы. Но выбрать франшизу сегодня сложнее, чем кажется. Каждая компания, развивающаяся по системе франчайзинга и представленная в этом рейтинге, была оценена аналитическим департаментом БИБОСС по 27 критериям, прошла проверку юридической чистоты и эффективности отдела продаж методом «тайного покупателя». Рейтинг обновляется порталом БИБОСС ежемесячно, поэтому остается актуальным в течение всего года.

«Мы не претендуем на 100-процентную объективность рейтинга, но хотим помочь потенциальным покупателям франшиз сориентироваться в мире франчайзинга, а франчайзерам — обратить внимание на недочеты в своей работе и стать лучше»,— говорит директор по инновациям бизнес-портала БИБОСС Альберт Хамзин.

Рейтинг БИБОСС. ТОП-50 франшиз*

Место Название компании Сфера деятельности Размер инвестиций (в российских рублях) Число предприятий в сети
1 Subway Питание 4 000 000 — 6 000 000 644
2 Додо Пицца Питание 5 000 000 — 16 000 000 346
3 Этажи Услуги для населения 250 000 — 3 000 000 81
4 220 Вольт Розничная торговля 1 500 000 — 7 000 000 236
5 СУШИШОП  Питание 1 250 000 — 2 500 000 250
6 Пив&Ко  Розничная торговля 1 900 000 — 3 200 000 214
7 Вилгуд Авто 1 500 000 — 8 000 000 133
8 F!T SERVICE Авто 2 500 000 — 12 000 000 176
9 Слетать.Ру  Услуги для населения 180 000 — 700 000 579
10 АвтосуШи  Питание 2 500 000 — 5 000 000 107
11 СДЭК Услуги для населения 350 000 — 800 000 926
12 Парижанка Розничная торговля 500 000 — 2 500 000 102
13 Автомоё  Авто 3 700 000 — 4 000 000 141
14 1С:БухОбслуживание  Услуги для бизнеса (b2b) 500 000 — 2 500 000 623
15 Суши Лав  Питание 1 000 000 — 1 500 000 72
16 Хеликс  Спорт, здоровье и красота 700 000 — 3 800 000 300
17 Mail Boxes Etc. Услуги для бизнеса (b2b) 1 500 000 — 2 500 000 14
18 Инсталаб Отдых и развлечения 270 000 — 390 000 56
19 Amore + Fiori Розничная торговля 500 000 — 750 000 92
20 FORWARD / ФОРВАРД Розничная торговля 1 890 000 — 3 980 000 70
21 Автореальность Авто 170 000 — 1 500 000 242
22 Позитроника Розничная торговля 100 000 — 10 000 000 184
23 Coffee Like Питание 750 000 — 1 000 000 515
24 BORODACH Спорт, здоровье и красота 880 000 — 1 150 000 223
25 ТОЧКА Красоты Услуги для населения 2 500 000 205
26 Big Bro Услуги для населения 1 900 000 — 2 500 000 93
27 Полиглотики Детские франшизы 620 000 — 1 500 000 85
28 CENTURY 21 Услуги для населения 800 000 — 8 000 000 55
29 Научное шоу профессора Николя Детские франшизы 200 000 — 350 000 64
30 ТОНУС-КЛУБ® Спорт, здоровье и красота 500 000 — 6 000 000 152
31 CMD Спорт, здоровье и красота 1 500 000 — 2 500 000 203
32 SERGINNETTI Розничная торговля 2 500 000 — 3 000 000 127
33 Гемотест  Спорт, здоровье и красота 750 000 — 3 500 000 500
34 H-POINT Производство 1 500 000 — 3 500 000 49
35 Domino's Pizza Питание 10 000 000 — 15 000 000 179
36 РосБизнесРесурс  Услуги для бизнеса (b2b) 275 000 — 450 000 128
37 КанцПарк Розничная торговля 1 400 000 252
38 33 Пингвина  Питание 690 000 — 10 000 000 1766
39 Coffee Way Питание 850 000 — 1 500 000 130
40 Fast&Shine Авто 239 000 — 2 000 000 438
41 Соль+ Спорт, здоровье и красота 1 000 000 — 1 500 000 93
42 Чемпионика Детские франшизы 300 000 — 1 000 000 550
43 ИНВИТРО Спорт, здоровье и красота 830 000 — 4 910 000 947
44 Gelateria PLOMBIR Питание 325 000 205
45 Фаст Финанс Финансовые услуги 1 500 000 — 5 000 000 122
46 Sun School Детские франшизы 8 000 000 — 15 000 000 81
47 LARO POWER Отдых и развлечения 350 000 — 1 000 000 223
48 Hobby Games Отдых и развлечения 500 000 — 1 500 000 78
49 Стардог!S Питание 400 000 — 2 000 000 1086
50 Yves Rocher Розничная торговля 4 500 000 — 6 000 000 461

Рейтинг подготовлен Аналитическим Департаментом БИБОСС исключительно в информационных целях. Данные, содержащиеся в рейтинге, не должны быть истолкованы прямо или косвенно, как рекомендации по инвестициям. БИБОСС не несет ответственности за возможные убытки или ущерб, возникшие в результате использования третьей стороной информации, содержащейся в настоящем рейтинге, включая опубликованные мнения или заключения. Полная версия рейтинга БИБОСС

Вся лента