Базель выравнивает фронт
Два года назад самая известная часовая ярмарка мира Baselworld отпраздновала столетие. Основанная в 1917 году, она продержалась дольше, чем созданный Великой Октябрьской социалистической революцией общественный строй, но в век интернета тоже стала выглядеть анахронизмом.
Как и полагается в таком почтенном возрасте, ярмарка стала скупа и деспотична, поэтому многие марки мечтали вырваться из-под ее диктатуры. Тем более что вместе с ярмаркой в дни Baselworld жировала вся туристическая структура Базеля, отели дорожали в десятки раз, рестораны работали по принципу «вас много, а мы одни». Ну а цены, которые здесь драли за стенды, мало что предлагая взамен, главы марок, не стесняясь, называли «рэкетом».
Два года назад произошла новая революция. Генеральный директор Swatch Group Ник Хайек, один из главных участников выставки, принял решение, что его группа покидает Базель. Легко сказать. Swatch Group была одним из главных участников ярмарки в течение всех лет своего существования, а некоторые марки, в нее входящие, вроде Longines выставлялись здесь с самого 1917 года. Это был серьезный удар по господству Базеля, у которого разом отобрали несколько десятков миллионов франков. Следом ушли Dior, Fendi, Swarovski, Festina, Corum, Maurice Lacroix, Raymond Weil, Ebel, Movado, Mikimoto, de Grisogono и многие-многие другие, нe столь заметные, но не менее важные. Всем было интересно: как будет выглядеть опустевший Базель.
Надо сказать, что Swatch Group не хватало. Все-таки в ее составе 18 марок, среди которых, например, три, имеющие оборот больше миллиарда швейцарских франков: Omega, Longines и Tissot. Плюс старейшая и авторитетнейшая Breguet, эксперты в новых материалах Rado, создатели механизмов для 2/3 швейцарских предприятий ЕТА. Кроме швейцарских по рождению марок в группу входят американцы из Harry Winston и германцы из Glashutte Original. В этом году в Базеле их уже не было, и квартал главного павильона, где долгие годы находились их стенды, напоминал мемориал разрушенной деревни — пустота, чистота, декоративные клумбы.
В этом году в Базеле оказалось на 150 участников меньше, чем в прошлом, тоже не самом успешном за всю историю ярмарки, которая еще десять лет назад имела 1,9 тыс. павильонов. Против нынешних 500. Организатор ярмарки компания MCH еще в прошлом году отправила в отставку опытную директрису Сильви Риттер и назначила нового руководителя — Мишеля Лорис-Меликоффа, швейцарца с русскими корнями. На спасение ситуации у него было всего несколько месяцев.
И по мнению многих, потомок Пушкина и царского министра Александра II сделал все, что мог. Город пошел выставке на уступки, сдержав цены. Участники Baselworld получили возможность заключать краткосрочные контракты — не на несколько лет, как раньше, а от одной ярмарки до другой. В современном мире даже три года — это целая вечность. Трудной задачей оказалось использовать освободившиеся пространства огромного ярмарочного дворца так, чтобы не было ощущения запустения и разрухи. Двери открыли молодым и независимым маркам, часовщикам из тех, что раньше могли годами обивать пороги и стоять в листах ожидания, расписанных на десять лет вперед. Для них были устроены специальные зоны, пусть и названные странно («Инкубатор» и «Ателье»; в общем, «подрастите еще»), но отнюдь не пустовавшие.
В итоге в Базеле насчитали 81,2 тыс. посетителей и 3,3 тыс. журналистов. По сведениям, полученным и от организаторов, и от марок, количество заключенных контрактов превысило (у тех, разумеется, кто остался) уровень прошлого года. Теперь идея Baselworld в том, чтобы вернуться к корням, к промышленной выставке, не ограничивающейся, в отличие от конкурента-Женевы, «высоким часовым искусством». Мишель Лорис-Меликофф хочет вновь пригласить к участию создателей станков и сплавов, продавцов инструментов, ювелиров, геммологов и огранщиков камней, которых раньше на ярмарке было гораздо больше.
На будущий год Базель еще заметнее изменится. Благодаря достигнутому соглашению с женевским SIHH оба часовых парада пройдут почти одновременно, один за другим. Базель-2020 намечен на 30 апреля — 5 мая, сразу после Женевы. Если, конечно, эти сроки устроят ключевых участников. Что вызывает некоторые сомнения. Только что под этим предлогом от участия в ярмарке отказалась Breitling.