Трамваи ждут покупателей
Имущество МУП «ЧелябГЭТ» выставили на продажу за 1,9 млрд рублей
Арбитражный управляющий банкротящегося МУП «Челябинский городской электрический транспорт» (МУП «ЧелябГЭТ») выставил на продажу социально значимое имущество предприятия. В лот вошла недвижимость, контактные сети, трамвайные пути, весь трамвайно-троллейбусный парк, тяговые подстанции. Начальная цена — 1,9 млрд руб. Мэр Челябинска Владимир Елистратов сообщил, что власти города пока не определились со своим участием в аукционе. В управлении транспорта отметили, что вопрос о выделении средств на выкуп имущества «находится в разработке», не исключено, что сделка будет заключена на условиях концессионного соглашения с частным инвестором. Эксперты считают, что частные компании не заинтересуются покупкой имущества МУПа-банкрота, потому что в Челябинске не созданы условия для рентабельной работы городского общественного транспорта.
Социально значимое имущество банкротящегося МУП «ЧелябГЭТ» выставлено на торги по начальной цене 1,9 млрд руб. Арбитражный управляющий Дмитрий Лазарев включил в один лот все недвижимое имущество предприятия, оборудование, контактные сети, трамвайные пути, тяговые подстанции, а также весь трамвайно-троллейбусный парк. Торги будут проходить в форме открытого конкурса на электронной торговой площадке UralBidIn 3 июня. Заявки от претендентов принимаются с 16 апреля по 25 мая.
Мэр Челябинска Владимир Елистратов после аппаратного совещания в администрации сообщил, что городские власти пока не определились со своим участием в аукционе. «Решение по участию в конкурсе будет принято чуть позже»,— сказал глава города. В управлении транспорта администрации Челябинска на запрос “Ъ-Южный Урал” ответили, что вопрос о выделении финансовых средств, необходимых для выкупа имущества МУПа, «находится в проработке». Ранее начальник ведомства Максим Кичеев сообщал, что мэрия рассматривает возможность приобретения имущества «ЧелябГЭТа» в рамках концессионного соглашения с частным инвестором.
Врио губернатора Алексей Текслер после совещания 10 апреля, посвященного проблемам общественного транспорта в Челябинске, подчеркнул, что деньги на выкуп имущества «ЧелябГЭТа» могут быть выделены только после того, как мэрия представит предложения по развитию электротранспорта. «Я дал поручение городу вместе с заместителем, который в администрации области отвечает за это вопрос, написать развернутую справку и дать конкретные предложения. Потому что вариант такой — “вот мы наработали, а вы примите решение”, мне, конечно, не очень понравился»,— сказал Алексей Текслер. Он отметил, что с правами на имущество к покупателю перейдут и обязательства МУПа-банкрота. «Надо сказать, что в основном это долги бюджетам и пенсионному фонду, тут есть соответствующая специфика. А самое важное, что в любом случае эти долги регрессом упадут на бюджет города фактически при любых решениях, которые могут быть. Так что коллеги подготовят решения, и я соглашусь или не соглашусь с ними»,— добавил господин Текслер.
Депутат челябинской гордумы, эксперт в области организации общественного транспорта Дмитрий Чудиновских считает, что на данном этапе мэрии не удастся найти концессионеров для покупки имущества «ЧелябГЭТа», потому что ни один инвестор не захочет вложить деньги в предприятие без понимания перспектив. «Нужна воля и компетенция во власти. Нужно запустить процедуру по формированию концепции развития транспорта. Нужно создать условия для того, чтобы общественный транспорт мог нормально работать. Сегодня в городе нарушен ключевой принцип — транспорт большой вместимости не должен конкурировать с частным транспортом, маршрутными такси, которые работают по условиям “дикого” рынка. Для общественного транспорта должны быть выделены магистральные линии, а маршрутки должны осуществлять функцию подвоза пассажиров из районов, где нормального транспорта нет. Власть должна совместно с экспертами разработать грамотную систему, по которой будет развиваться городской транспорт. Тогда инвесторы будут видеть перспективу»,— говорит господин Чудиновских.
Кризис в сфере общественного транспорта Челябинска наблюдается в течение нескольких лет. В 2017 году два транспортных МУПа обанкротились. «Челябинский автобусный транспорт» накопил долг в размере 592 млн руб., «ЧелябГЭТ» — более 1,034 млрд руб. Вместо них были созданы ООО, на 100% принадлежащие администрации Челябинска: «Общественный городской транспорт» и «ЧелябГЭТ». Согласно информации в базе данных «СПАРК-Интерфакс», обе компании не получили прибыли в 2017 году. «Общественный городской транспорт» завершил 2017 год с убытком в размере 98 млн руб., ООО «ЧелябГЭТ» показал убыток 87,5 млн руб.
Ранее руководство ООО «ЧелябГЭТ» презентовало экономическую модель модернизации электротранспорта. Она включает закупку программного обеспечения для навигации и светофорного регулирования, капитальный ремонт трамваев и троллейбусов, трамвайных путей, контактной сети, тяговых подстанций и кабельных линий. Также, по мнению авторов модели, необходимо закупить подвижной состав, проложить трамвайные линии в новые микрорайоны Челябинска и построить дополнительные диспетчерские пункты. По данным компании, на реализацию этих мер потребуется 11 млрд руб. Предполагаемый срок возврата инвестиций — 10–15 лет.