Финомбудсмен объявил цену на свои услуги
Страховщикам выставят счета за недовольных клиентов
Служба финансового уполномоченного Юрия Воронина в понедельник раскрыла стоимость будущего рассмотрения страховых споров. Страховщикам каждый несправедливо обиженный выплатой гражданин обойдется в 22,5 тыс. руб., автоюристам каждое обращение к омбудсмену будет стоить 15 тыс. руб., для граждан рассмотрение споров будет бесплатным. Ожидается, что новый институт рассмотрения споров потребителей с участниками финансовых рынков начнет работу уже в мае.
Служба финансового уполномоченного раскрыла размер ставок, утвержденных в рамках запуска этого института. Как следует из сообщения финомбудсмена, присоединительный взнос для страховщика, желающего в добровольном порядке решать клиентские споры с участием этого посредника, составит 15 тыс. руб. Если омбудсмен посчитает требование потребителя к страховщику обоснованным, ставка для страховщика составит 22,5 тыс. руб. Если же потребителю будет отказано в признании претензий, эта ставка обнулится.
В случае, когда финансовый уполномоченный прекращает рассмотрение дела без вынесения решения в связи с урегулированием спора между сторонами или в связи с добровольным исполнением страховой компанией требований потребителя, размер ставки будет варьироваться от 3750 руб. до 15 тыс. руб. в зависимости от этапа, на котором прекращается рассмотрение спора.
Финуполномоченный утвердил размер ставки и для обращений так называемых третьих лиц — юристов, выкупающих долги граждан у страховщиков. Ее размер составит 15 тыс. руб. за каждое дело.
Это, по мнению службы, должно остановить автоюристов, построивших свой бизнес на выкупе долгов по полисам.
Как ранее сообщал Российский союз автостраховщиков (РСА), по итогам 2018 года сумма накладных расходов компаний, взысканных с них по суду, составила 18,6 млрд руб. При этом средняя выплата, произведенная по суду, по итогам 2018 года составила около 120 тыс. руб. против 99 тыс. руб. годом ранее. Выросла и средняя сумма судебных штрафов: если в 2017 году средний штраф составлял 50 тыс. руб., то в 2018-м он был равен уже 70 тыс. руб. В результате общая сумма взысканных накладных расходов на 23% превысила сумму основного требования (годом ранее общая сумма накладных расходов превышала сумму основного требования на 9%).
Одновременно со ставками совет службы утвердил ряд внутренних документов для начала работы по жалобам граждан:
- положение о порядке уведомления сторон спора о дате, времени и месте рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в случае принятия решения о его очном рассмотрении;
- положение о стандартной форме обращения, направляемого финансовому уполномоченному в электронной форме;
- положение о порядке осуществления финансовым уполномоченным процедур, направленных на урегулирование спора между его сторонами;
- положение о порядке оформления соглашения сторон об урегулировании спора.
Служба в сообщении приводит комментарий своего главы Юрия Воронина. По его словам, запуск процедуры досудебного урегулирования находится в высокой стадии готовности. «Ее аналогов в нашей стране не было, хотя в западных странах такие процедуры вошли в повседневную практику,— говорит он.— Самое важное заключается в том, что граждане получат эффективный инструмент защиты своих прав. Быстрый, бесплатный и независимый». По словам главы Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, в ближайшее время состоится встреча с аппаратом омбудсмена. «Сообщество хотело бы обсудить широкий спектр вопросов — как в части присоединения компаний, так и по финансовой составляющей»,— сказал он “Ъ”.
Как уже сообщал “Ъ”, с 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд будут рассматриваться финомбудсменом в обязательном порядке. По остальным видам страхования (кроме ОМС) обязательное рассмотрение стартует с 28 ноября 2019 года. Затем, с 1 января 2020 года к этой системе рассмотрения споров подключатся микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 года — банки, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и НПФ. Уполномоченный будет разбирать споры на сумму до 500 тыс. руб.