Эстонский агрегатор поборется за российский рынок такси
Выдержит ли новый игрок конкуренцию
На российском рынке такси появится европейский игрок — конкуренцию крупнейшим агрегаторам готова составить компания Bolt из Эстонии. Сейчас она работает в 30 странах и обслуживает свыше 25 млн клиентов. Сервис официально подтвердил «Коммерсантъ FM» такие планы, но отказался раскрыть дату и другие детали экспансии. Как сообщают СМИ, она должна начаться 18 апреля с Санкт-Петербурга, следующим городом присутствия станет Москва.
Удачно ли компания выбрала момент для экспансии? И как приход нового игрока отразится на рынке? Исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталья Лозинская полагает, что европейский сервис сможет конкурировать с действующими агрегаторами, если вложит в новое направление солидную сумму. Потребитель при этом выиграет в плане цены, но не безопасности, полагает эксперт. «Наверное, этой компании будет сложно, но, тем не менее, российский рынок пока растет, и место на нем есть. Все новички отмечают, что из года в год он показывает стабильный рост. Поэтому, в любом случае, у дополнительных игроков еще пока есть определенные перспективы, но они потребуют огромных вложений — сотни миллионов долларов.
Если новый игрок будет пытаться конкурировать ценой и обрушивать ее, то это вызовет определенные проблемы на рынке, причем они могут носить даже социальный характер.
Конечно, потребитель всегда выигрывает: чем цена ниже, тем для него лучше. Но есть и обратная сторона — снижение безопасности перевозки. Когда у водителя в кармане остается все меньше и меньше денег, он перестает следить за автомобилем, как положено, начиная с его внешнего вида и заканчивая техническими осмотрами и исправностью. Так что говорить о том, что для потребителей это однозначно хорошо, нельзя», — отмечает госпожа Лозинская.
Лидеры российского рынка такси пока не комментировали появление конкурента. При этом, по данным СМИ, эстонский сервис некоторое время назад начал приглашать местных водителей, обещая им различные бонусы и доплаты. Однако председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков, знакомый с планами компании, заявил «Коммерсантъ FM», что ее условия мало чем отличаются от других агрегаторов, так что в итоге новый игрок не выдержит конкуренции: «В прошлом году на Международном евразийском форуме такси я их видел.
Но они мелковаты для того, чтобы конкурировать с нашими сервисами.
Ничего нового они не предлагают. Если к Bolt кто-то и перебежит из клиентов, то ненадолго. У них должна быть подушка безопасности, поскольку три года придется работать в минус, и я не знаю, кто на это пойдет. В регионах им ловить нечего, они не конкуренты ни “Максиму”, ни “Везет”, ни “Сатурну”».
На прошлой неделе американская корпорация Uber сообщила, что совместное с «Яндексом» предприятие по итогам прошлого года принесло убытки в $42 млн. В целом российский рынок такси до сих пор не дает прибыли, подтверждает председатель комитета по вопросам развития пассажирских перевозок Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко. Однако, по его словам, сервисы не рассчитывают на доходы от поездок, поскольку у них другая стратегия: «Операционно они все убыточны, но их экономика устроена совсем иначе.
Они выигрывают от капитализации, которая образуется путем вычисления доли рынка.
Чем больше доля рынка, тем выше капитализация, тем больше желающих вложить в это деньги. То есть смысл для нового игрока входить на российский рынок не в том, чтобы заработать, а в том, чтобы получить новую долю рынка в надежде на новых инвесторов для повышения капитализации. В этом смысле стратегия пока работает. Но все же когда-то этому должен прийти конец: что-то может принципиально измениться, например, появятся беспилотные автомобили, и даже при существующих сегодня ценах операционная деятельность станет прибыльной».
Информация о появлении нового игрока на рынке такси появилась на фоне сообщений о повышении агрегаторами комиссий для водителей. В частности, с 1 мая это планирует сделать сервис Gett.