Депутаты проехались асфальтовым катком

по отчету нижегородского минтранса о принципах планирования дорожных ремонтов

Комитет по транспорту заксобрания Нижегородской области забраковал отчет регионального минтранса о планировании программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019–2024 годы. В распределении объемов работ и их финансирования парламентарии усмотрели принципиальные нарушения. По мнению депутатов, укрупнение лотов затрудняет участие малого и среднего бизнеса, а утвержденные министерством единые требования к материалам для разных дорог грозят уходом с рынка местных поставщиков. От чиновников затребовано подробное обоснование распределения работ на все шесть лет действия программы и подтверждающие документы от муниципальных властей.

Депутаты Александр Табачников и Александр Шаронов не поняли, по каким принципам областной минтранс собрался ремонтировать дороги

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

На заседании профильного комитета заксобрания заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Андрей Ермолаев выступил с докладом о принципах и подходах к долгосрочным планам дорожного ремонта и формированию лотов для подрядчиков. Его отчет касался ремонта муниципальных и областных трасс по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019–2024 годы. Как доложил чиновник, из 32,4 тыс. км дорог в Нижегородской области на долю местных автодорог приходится 18,9 тыс. км, еще 13 тыс. км занимают региональные и межмуниципальные автотрассы. Федеральным нормативам качества на начало года отвечала лишь треть областных дорог и 43% городских. Поэтому к 2024 году планируется отремонтировать 85% дорог в границах нижегородской агломерации и почти половину региональных. Бюджет программы только в 2019 году составил 6,7 млрд руб. федеральных и региональных средств. Выбор пал на дороги с наиболее интенсивным движением и транспортным сообщением. Кроме ремонта дорожного покрытия строителям предстоит расширить пропускную способность некоторых автотрасс.

Основными принципами решения дорожных проблем господин Ермолаев назвал контроль работ на всех этапах и новый подход к формированию лотов. По совету Росавтодора тендеры будут укрупнять, объединяя несколько лотов в один по территориальному признаку. Как объяснил замминистра, это нужно для быстрой переброски строительной техники и доставки материалов, поэтому при подготовке торгов будет учитываться близость асфальтобетонных заводов. К участию в торгах планируется привлекать и небольшие местные компании, которые по закону должны получать 20% госзаказа. Контролировать качество работ будут не только на этапе строительства или ремонта, но и на этапе производства асфальтобетонной смеси, пообещал чиновник. Для всех дорог вводится единый стандарт качества выполнения работ и приемки, установленный на федеральном уровне. Также для всех работ предусмотрено применение единых материалов и технологий, отметил чиновник.

Выслушав доклад, депутаты принялись его критиковать. Пришедший на заседание председатель бюджетного комитета Александр Шаронов отметил солидную разницу в объемах финансирования тех или иных районов. «Из всей суммы финансирования на Ардатовский район в 2019 году выделено 550 млн руб. В других районах по 300 млн, а в третьих — по 20 млн. Откуда такая разница?» — поинтересовался господин Шаронов. Андрей Ермолаев признался, что специалисты министерства и Главного управления автомобильных дорог (ГУАД) Нижегородской области на сегодняшний день исследовали лишь часть проблемных трасс, а качество дорог в Ардатовском районе давно оставляет желать лучшего. ­Кроме того, добавил замминистра, вскоре там планируется масштабное дорожное строительство в рамках готовящегося развития паломнического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Это не убедило Александра Шаронова, так и не получившего четкого ответа на свой вопрос. Вице-спикер заксобрания Александр Табачников также был удивлен распределением средств на основе далеко не полных данных о техническом состоянии дорог в регионе. «Честный принцип распределения — первое, что должно быть. То, что вы не все обследовали, — это ваши проблемы», — возмутился депутат.

Председатель комитета Владимир Солдатенков посоветовал истребовать у глав местного самоуправления документы о согласовании ими объемов финансирования дорожных ремонтов. Коллеги подсказали ему, что муниципалитеты будут рады абсолютно любым субсидиям, и продолжили допрашивать Андрея Ермолаева. Депутат Табачников возмутился формулировками о «единых стандартах строительства и приемки работ», указав, что чиновник путает работы с технологиями их выполнения (господин Ермолаев оправдывался, что технологии и виды работ взаимосвязаны.— „Ъ“). По словам депутата, такие стандарты для всех дорог могут повлечь массовое закрытие в регионе карьеров, поставляющих щебенку для строительства небольших трасс с неинтенсивным движением. Отдельно вице-спикер прошелся по укрупнению лотов, сообщив, что такой подход нарушает сам принцип программы по участию в работах не менее 20% субъектов малого и среднего бизнеса (местные подрядчики, платящие ­ЕНВД). Александр Табачников посоветовал господину Ермолаеву поискать в сети информацию об укрупнении лотов, по которой часто выдаются результаты о признаках картельного сговора.

В итоге депутаты комитета отклонили отчет министерства, потребовав предоставить более подробное обоснование всех расходов по районам области, источников финансирования и принципов проведения торгов. Скорректированную версию принципов планирования дорожных ремонтов и формирования лотов они ожидают заслушать в мае.

Роман Рыскаль

Вся лента