Иностранным самолетам повысят ценник
Власти принуждают регистрировать их в РФ либо платить НДС
Российские власти хотят стимулировать авиакомпании и лизингодателей регистрировать самолеты в российском реестре, в противном случае им придется с 2020 года платить НДС в размере 20% на ввозимые машины. Такой позиции придерживаются Минтранс и Минпромторг. Источники “Ъ” в авиакомпаниях считают, что крупные международные лизингодатели, владеющие судами, не согласятся на перерегистрацию новых самолетов, что повлечет либо рост цен на билеты, либо отказ от обновления парка. Эксперты же отмечают, что мера параллельно позволит обнулить НДС на российскую авиатехнику, сделав ее более доступной для покупателей в РФ.
Временный режим, при котором среднемагистральные самолеты иностранного производства ввозятся в Россию без уплаты пошлин и налогов, может быть не продлен. В Минтрансе и Минпромторге заявили «Интерфаксу», что считают это нецелесообразным. Режим временного ввоза введен в 2010 году решением комиссии Таможенного союза.
Отмена режима возможна, если будет принят законопроект об освобождении от НДС самолетов, зарегистрированных в российском реестре воздушных судов. Проект закона был внесен в правительство Минфином в декабре 2018 года для «налогового стимулирования развития гражданской авиации в России».
В Минтрансе добавили, что в случае отмены временного режима предложат освобождать ввоз самолетов от пошлин до 2024 года.
Если эти инициативы будут приняты, самолеты, ввозимые в Россию с 2020 года и не внесенные в российский реестр, будут облагаться НДС по ставке 20%. Введение НДС существенно увеличит расходы авиакомпаний, так как 95% самолетов в РФ, по данным Росавиации, зарегистрированы в иностранных реестрах — на Бермудах и в Ирландии. «Если самолет стоит $50 млн, авиакомпании придется заплатить в бюджет $10 млн, перевозчики будут стремиться отбить свои расходы за счет роста цен на билеты»,— говорит источник “Ъ” в одной из авиакомпаний.
Собеседники “Ъ” полагают, что в таких условиях поставка новых зарубежных самолетов в РФ может быть крайне затруднена. В основном самолеты поставляются в лизинг, и после окончания контракта лизингодателю придется перерегистрировать машину из российского в иностранный реестр воздушных судов. «Но подтвердить соответствие эксплуатации машины правилам поддержания летной годности будет сложно», объясняет собеседник “Ъ” в отрасли, поскольку такие правила в РФ отличаются от иностранных. Он считает, что мера поспособствует переводу иностранных самолетов в российский реестр только в том случае, если у российских авиационных властей есть договоренность с иностранными лизингодателями. «Ни один иностранный лизингодатель не согласится перерегистрировать принадлежащие ему самолеты в российский реестр. И дело здесь не в правилах поддержания летной годности, а в доверии к их исполнению российскими авиавластями»,— категоричен третий источник “Ъ” в отрасли авиаперевозок.
По мнению собеседников “Ъ”, перерегистрация в российский реестр будет возможна для старых самолетов с низкой остаточной стоимостью.
«В условиях резкого повышения расходов авиакомпаний при ввозе новых воздушных судов перевозчики могут отказаться от закупок новых машин, делая ставку на подержанные, которые можно зарегистрировать в российском реестре. Это может привести к снижению безопасности полетов»,— предположил источник “Ъ” в крупной авиакомпании.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что благодаря этой инициативе Минтранс рассчитывает решить проблему перевода самолетов в российский реестр. «Вместо директивного перевода, вместо различных запретов собственникам и эксплуатантам предложена альтернатива: меняй регистр или плати»,— говорит эксперт. Параллельно новации с НДС должны помочь и продвижению отечественной авиатехники на внутренний рынок. «Сегодня российские авиапроизводители находятся в неконкурентной ситуации из-за уплаты НДС. Обнуление налога для наших самолетов через регистрацию в реестре — весомый вклад в повышение их привлекательности»,— считает он.