«Ангелы рыдают над разрушенным собором»
Зарубежные СМИ — о пожаре в Нотр-Даме
В понедельник сгорел собор Парижской Богоматери, архитектурный памятник, один из главных национальных символов Франции и объект культурного наследия человечества. Что зарубежные СМИ написали о происшедшем — в подборке “Ъ”.
Пожар в соборе Парижской Богоматери. Главное
Le Point (Париж, Франция)
Вчера вечером люди приходили сюда, чтобы увидеть его. Чтобы восхититься в последний раз этим видом… В 19:20 шпиль еще был на месте, он стойко держался и словно пытался противостоять огню, который медленно обгладывал его основание. К небу поднимался столб дыма вместе с пеплом многовековых несущих конструкций. Черный, серый или желтый дым, в зависимости от того, что в данный момент пожирал огонь… Сотни людей собирались на набережных обоих берегов реки. Кто-то, кажется, искал Бога в глазах соседа, кто-то искал настоящего парижанина. Туристы, коих было достаточно, ожидаемо делали «эффектные» снимки для Instagram. Для тех, кто делал селфи, это было зрелище… На Орлеанской набережной, столь близкой к собору, люди сначала стояли молча. Затем взывали к Господу. Клялись. Подбадривали пожарных. Плакали.
La Croix (Париж, Франция)
Самый посещаемый памятник Европы пережил века, войны и революции. Мы праздновали здесь свадьбы королей, прощались с главами государства. Это один из главных символов готического искусства. Виктор Гюго навсегда запечатлел этот образ в нашем сознании. Но всего этого все равно не достаточно, чтоб объяснить, почему целому народу вдруг захотелось рыдать… Эта катастрофа затронула само наше естество. Не все это осознают, но этот сосуд из дерева и камня — наши исторические корни... Можем поспорить: собор Парижской Богоматери возродится из пепла. Весь наш народ будет наблюдать за его возрождением. Весь наш народ отпразднует открытие его дверей.
Ваш браузер не поддерживает видео
The Guardian (Лондон, Великобритания)
Когда шпиль собора обрушился, у нас было такое чувство, будто он рухнул прямо в наши сердца… Собор Парижской Богоматери всегда означал нечто большее, чем просто шедевр готической архитектуры. Это сердце (Франции.— “Ъ”), ее исторический и географический центр. Все… дороги начинаются отсюда, независимо от того, куда они ведут: это центральная точка, начало координат… Даже трудно представить себе какой-то из важных моментов истории (Парижа.— “Ъ”), который не был бы связан с ним…
Небо над Парижем стало темно-синим, как это было в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Единственная мысль, которая облегчает этот шок,— что нет погибших. И мы теперь знаем, что каменная кладка собора выдержит… Франция не примет так легко возникающие ассоциации с гибелью в огне всей былой славы, не поддержит она и тошнотворных теорий заговора, которые, несомненно, широко разойдутся по сети.
Собор Парижской Богоматери будет спасен, как и большинство его сокровищ. Но рана в наших сердцах не затянется никогда.
New York Post (Нью-Йорк, США)
Ангелы рыдают над разрушенным собором Парижской Богоматери. Скульптура «Пьета» Никола Кусту, если она будет спасена, вполне может стать символом этого дня. Создавая ее по образцу римской «Пьеты» Микеланджело, Кусту придал сцене больше драматизма; прекрасно высеченное из мрамора в 1723 году тело Христа на коленях Марии вот-вот упадет на пол.
Богородица смотрит на небеса с мольбой о помощи, а рядом два рыдающих ангела. Сцена очень близка к изображению сегодняшнего трагического дня, когда рушилась величественная конструкция древнего собора. А мир беспомощно взирал на происходящее, и ангелы наверняка рыдали на небесах.
Journal de Quebec (Квебек, Канада)
Конечно же, люди подумали, что это теракт. Ведь у всех промелькнула эта мысль. К тому же всякие психи уже пытались напасть на собор, не так ли?
Это был символ Франции, символ христианства. Символ «угнетения». Я уверен, что некоторые аплодировали и кричали от радости, видя, как горит собор. При этом говоря, что это кара Господня.
Ваш браузер не поддерживает видео
The Times (Лондон, Великобритания)
Пожарные расчеты примчались к горящему собору, но были не в силах помешать огню охватить верхнюю часть здания. Парижане рыдали, туристы потрясенно наблюдали за происходящим. Верующие опускались на колени и молились или пели псалмы…
Пламя причинило разрушений больше, чем когда-либо удавалось даже самым оголтелым французским революционерам. Дубовые балки, поддерживавшие 100-метровую крышу, сгорели за минуты.
Как во Франции и в мире отреагировали на пожар в cоборе Парижской Богоматери
The Washington Post (Вашингтон, округ Колумбия, США)
В понедельник неконтролируемая химическая реакция охватила крышу собора — и кто знает, какую еще часть здания. Сколько теперь остается только в нашей памяти?...
Почему люди так эмоционально реагируют на разрушение всего старинного? Надругательство «Исламского государства» (запрещено в России.— “Ъ”) над древней Пальмирой вызвало такую же, если не более глубокую скорбь, чем гибель бессчетного числа сирийцев. Разграбление древних сокровищ Месопотамии стало символом периода анархии в Ираке после вторжения.
Старинные вещи и объекты могут быть прекрасными. Зачастую они уникальны. А cобор Парижской Богоматери и прекрасен, и уникален. Время, которое ушло на строительство, мастерство его создателей, тот факт, что никто уже не строит в готическом стиле,— все это придает ему ценности.
Мы любим его старину. Старые здания символизируют понятие того, что не все конечно… И поэтому такие места, как собор Парижской Богоматери, являются этаким памятником постоянству и продолжающейся жизни…
Собор Парижской Богоматери не мертв. Он вновь восстанет. Он снова станет прекрасным. Шпиль будет таким же изящным. Но все же собор уже не будет таким живым, как прежде.