Иран и Турцию вычеркнули из сирийского урегулирования
Россия и арабские страны обсудили все ближневосточные конфликты
Рекордное число глав внешнеполитических ведомств из арабских стран собралось вчера в Москве, чтобы принять участие в 5-й министерской сессии Российско-арабского форума сотрудничества. На словах у России и арабских стран идеальные отношения, но за закрытыми дверями оказалось, что разногласий больше, чем стороны хотели бы показать. Впрочем, часть из них связана с различием позиций внутри Лиги арабских государств.
Впервые с 2009 года, когда была запущена работа Российско-арабского форума сотрудничества, за одним столом собрались 14 представителей внешнеполитических ведомств на уровне министров иностранных дел или государственных министров. Глава МИД РФ Сергей Лавров принимал в Москве высокопоставленных дипломатов из Алжира, Иордании, Йемена, Катара, Ливана, Марокко, ОАЭ, Омана, Палестины, Саудовской Аравии, Сомали, Союза Коморских Островов и Туниса. Еще девять стран-членов Лиги арабских государств (ЛАГ) были представлены на более низком уровне.
Неожиданным оказалось отсутствие главы МИД Ливии Мохаммеда Сиялы. Его имя было в списках, подготовленных ЛАГ. О возможном приезде министра говорил и замглавы МИД РФ Михаил Богданов. Не исключено, что визит состоится, но не в рамках форума, где присутствие одной из сторон ливийского конфликта могло вызвать бурные споры. Катар выступает против командующего «Ливийской национальной армией» фельдмаршала Халифы Хафтара, войска которого в начале недели пошли в наступление на Триполи, а Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ — за него. Хотя на словах все поддерживают усилия ООН по урегулированию ливийского конфликта. В Москве, по данным “Ъ”, возникла дискуссия вокруг пункта финальной декларации, где шла речь о призыве всех сторон воздержаться от военной эскалации. Некоторые участники встречи настаивали на оговорке, что силы Хафтара сражаются против террористов. Однако в финальную версию это не вошло. «Мы надеемся, что стороны все же поймут необходимость прекращения боевых действий и вернутся к политическому процессу под эгидой ООН»,— сказал “Ъ” генсек ЛАГ Ахмед Абуль-Гейт, подчеркнув: между арабами и Россией не так много разногласий по ливийской теме.
Совсем другое дело Сирия. Здесь, как утверждают информированные источники “Ъ”, поводов для дебатов было больше. Арабская сторона настояла на том, чтобы в тексте декларации не упоминалась роль Турции и Ирана в сирийском урегулировании. При этом авторы документа трижды ссылаются на успехи «астанинского формата переговоров», который проходит при содействии Москвы, Тегерана и Анкары: приветствуются усилия России по поиску политического урегулирования в Сирии, в том числе работа по прекращению огня, зонам деэскалации, усилия ООН по созданию Конституционного комитета, а также обмен заключенными. По данным “Ъ”, в декларацию не вошел предложенный Москвой пункт о том, что состоявшийся в январе прошлого года в Сочи Конгресс сирийского национального диалога — это шаг вперед. При этом в своем выступлении по итогам заседания Сергей Лавров заявил: участники встречи «договорились продолжать поддержку усилий по достижению политического урегулирования в Сирии на основе резолюции 2254 Совбеза ООН и итогов Конгресса».
Не упоминается в декларации и о возвращении Сирии в ЛАГ. Именно этот выделил господин Абуль-Гейт, отвечая на вопрос “Ъ” о разногласиях между Москвой и арабскими странами по сирийскому вопросу. «Россия проталкивает это (возвращение Сирии в ЛАГ.— “Ъ”), но некоторые арабские страны говорят, что сначала должны произойти подвижки в политическом и конституционном процессе, и только тогда, с их точки зрения, Сирия сможет занять свое место»,— сказал он.
Турецкая тема вызвала дискуссии в контексте не только Сирии, но и Ирака. В декларации отвергается любое вмешательство во внутренние дела этой страны, в том числе военное присутствие там Турции. Но Катар отверг упоминание Турции в этом контексте, о чем упомянуто в специальном примечании.
Неожиданным, особенно в присутствии саудовского госминистра по иностранным делам Аделя аль-Джубейра, стало заявление Сергея Лаврова, что «в одобренном тексте декларации подчеркивается важность нормализации и развития отношений между арабами и Ираном в интересах мира и стабильности». «Декларация содержит пункт о невмешательстве во внутренние дела со стороны государств региона. И, соответственно, арабские страны восприняли эти слова так, что Иран не может вмешиваться в наши дела. Если иранцы не будут вмешиваться, отношения улучшатся»,— пояснил “Ъ” генсек ЛАГ.
Полное единодушие на встрече в Москве вызвала тема палестино-израильского конфликта. Арабские участники высоко оценили позицию России в противостоянии американским планам изменить статус-кво в регионе путем «признания суверенитета Израиля над палестинской землей». Нет споров и касательно развития двустороннего сотрудничества России с арабским миром. За десять лет, которые работает Российско-арабский форум, товарооборот между Россией и странами ЛАГ вырос примерно в 2,5 раза и достиг $21,7 млрд. На этом останавливаться не хотят.