Миасс пошел на опережение
Пятому городу Челябинской области присвоен статус ТОСЭР
Председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании территории опережающего социально-экономического развития «Миасс» в Челябинской области. Ожидается, что это позволит к 2028 году диверсифицировать экономику моногорода, привлечь более 3,7 млрд руб. инвестиций и создать около 2,2 тыс. рабочих мест. Правительство региона подписало с инвесторами 19 рамочных соглашений о реализации проектов в Миассе. По мнению экспертов, быстрых темпов развития города ждать не стоит, поскольку в России создано уже много таких территорий, и они конкурируют между собой. Экономисты считают, что случай Миасса уникален, поскольку статус как раз понадобился городу для того, чтобы поддержать намечающиеся инвестпроекты.
Председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании в Челябинской области пятой территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Миасс».
Документом определены границы ТОСЭР, виды экономической деятельности для резидентов (всего их 22), минимальный объем капитальных вложений при реализации инвестиционных проектов. Так, в течение первого года после включения в реестр резидентов эта сумма должна составлять 2,5 млн руб., а минимальное количество новых постоянных рабочих мест — десять.
Согласно справке к постановлению правительства, создание ТОСЭР в Миассе позволит к 2028 году диверсифицировать экономику города, снизить зависимость от градообразующего предприятия — АО «Автомобильный завод “Урал”», привлечь более 3,7 млрд руб. инвестиций, создать около 2,2 тыс. постоянных рабочих мест. Правительство Челябинской области и администрация Миасса уже подписали рамочные соглашения с инвесторами о реализации 19 инвестпроектов, в рамках которых планируется создание высокотехнологичного производства изделий из пластмасс и композитов; производства твердосплавных стержней, пластин; компонентов производства высокотехнологичного емкостного, пивоваренного квасоварного оборудования; промышленных парогенераторов и горелочных устройств. Также запланировано создание предприятия по производству модулей заводской готовности для строительства зданий и сооружений, организация производства карданных валов для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов сельскохозяйственного назначения, дизельных двигателей, организация промышленно-логистического комплекса по производству автомобилей, создание базы для производства и реализации специальной и наземно-авиационной техники, предприятия по переработке бытовой радиоэлектронной техники.
По мнению временно исполняющего обязанности губернатора Челябинской области Алексея Текслера, Миасс в новом статусе будет развиваться более высокими темпами, появится больше возможностей для приведения в порядок городской среды и реализации социальных проектов.
«С присвоением статуса ТОСЭР Миассу связываю серьезные надежды. Конечно же, это, прежде всего, делается в интересах людей, потому что ключевая цель большой проделанной работы — это создание новых и современных рабочих мест. Я уже неоднократно говорил, что меня беспокоит низкая загруженность машиностроительных предприятий региона. В Миассе находится наш флагман — Уральский автомобильный завод. Статус ТОСЭР позволит размещать там новые производства автокомпонентов, спецтехники, комплектующих, обеспечить более быструю окупаемость этих проектов. При этом важно не замыкаться только на машиностроении, а развивать и новые инновационные проекты»,— говорит глава региона.
По данным администрации Миасса, одними из самых крупных потенциальных резидентов являются ООО «Завод тяжелых машин» (350 млн руб. инвестиций, около 400 рабочих мест) и ООО «Завод спецагрегат» (217 млн руб. и около 100 мест). Эти предприятия уже работают в Миассе, но планируют расширить производство.
В 2017–2018 годах статус ТОСЭР получили четыре города Челябинской области, в которых сейчас зарегистрированы 13 резидентов, — Бакал (пять резидентов), Верхний Уфалей (четыре), Снежинск (два) и Озерск (два). Заявку на создание территории опережающего развитии в Миассе правительство региона отправило еще в июле 2018 года. В октябре первый замминистра экономического развития области Ирина Акбашева сообщала, что рассмотрение отложено на неопределенное время в связи с неофициальным «мораторием» на присвоение статуса новым городам из-за того, что эффективность этой меры поддержки не была доказана.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов в разговоре с “Ъ-Южный Урал” указал, что с точки зрения поддержки социальной стабильности создание ТОСЭР может стать хорошим подспорьем для развития города, с другой стороны, «инвесторы не идут стройными рядами» в уже действующие территории, поэтому ждать быстрых темпов развития Миасса не стоит. «Это обусловлено тем, что в России учреждено слишком много ТОСЭР, и фактически они конкурируют между собой. Надо еще и учесть, что экономика России сейчас стагнирует, и далеко не всякая компания имеет возможность вкладывать средства в создание нового производства. И, наконец, потенциальным резидентам сейчас важны не только налоговые льготы и упрощение бюрократических процедур, но и возможность получения дешевых кредитов, этот вопрос не может решить администрация ни одной территории»,— говорит эксперт.
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Климанов говорит, что инструмент ТОСЭР приобрел в России массовый характер, и в разных случаях он решает разные задачи. «Изначально ТОСЭР создавались для ускоренного развития городов лишь Дальневосточного округа, затем пошли ЗАТО и моногорода в кризисных ситуациях. Миасс, где большая численность населения и крупное автомобильное производство, как мне кажется, скорее случай уникальный, чем типичный. Очевидно, что в данном случае есть проработанные проекты и инвесторы, заинтересованные в развитии тех или иных производств, локализованных именно на этой территории»,— сообщил господин Климанов в разговоре с “Ъ-Южный Урал”. По его словам, ТОСЭР — это «правильный инструмент», но он должен дополняться другими мерами поддержки развития города, в том числе за счет нормализации работы институтов взаимодействия с инвесторами, улучшения инвестклимата в целом и повышения доходов населения.