Как он мох
Свердловский парламент разрешил уральцам собирать лесные ресурсы
В Свердловской области сняты ограничения на сбор мха, лесного подстила, тростника и камыша в лесах. Соответствующий законопроект в трех чтениях принял региональный парламент. Как пояснили депутаты, это временная мера — вскоре правительство области примет новый перечень разрешенных мест для заготовки природных ресурсов. Эксперты не исключают, что не контролируемый законодательством сбор может быть вреден для окружающей среды.
Заксобрание Свердловской области в трех чтениях одобрило проект поправок в региональный закон «О порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов для собственных нужд в лесах». Из старой редакции закона исключили формулировку, которая ограничивала сбор недревесных лесных ресурсов в противоэрозионных лесах, в защитных лесах, а также в лесах, расположенных в лесостепных зонах, степях, горах и ленточных боров. Теперь уральцы могут заготавливать и собирать мох, лесную подстилку, камыш и тростник без ограничений. Новый закон вступит в силу с 1 июля 2019 года.
С докладом по теме выступил председатель комитета по аграрной политике и охране окружающей среды Илья Гаффнер. Он пояснил, что региональное законодательство приводится в соответствие с поправками в Лесном кодексе РФ. По его словам, изменения связаны с делением лесов на категории по целевому назначению: защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса и другие. Впрочем, он уточнил, что областное правительство должно подготовить специальный перечень мест, где можно собирать мох и камыш.
Ранее региональный парламент изменил порядок заготовки валежника — в связи с изменениями в федеральном законодательстве. Граждане получили право заготавливать валежник в лесах любого целевого назначения в течение всего года, но только ручным способом. Изменения в областном законе вступили в силу с 1 января 2019 года.
Эксперты не исключают, что снятие ограничений на сбор лесных ресурсов может быть негативным для окружающей среды. «Лесная подстилка является важным компонентом лесных почв. Разлагаясь, она способствует процессу восстановления их плодородия. Если мы бесконтрольно и повсеместно разрешим удалять ее, не сделав исключений даже для лесов, выполняющих защитные функции, то получим серьезный негативный эффект, который в отдельных точках может оказаться весьма ощутимым»,— считает доцент кафедры лесных культур и биофизики Уральского лесотехнического университета Артем Попов. В зоне риска окажутся участки лесного фонда и городских лесопарков, примыкающие к садовым товариществам или районам городов, в которых преобладает частный сектор. Массовые выходы жителей крупных городов, например, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского в близлежащие леса нанесут определенный ущерб. «Влияние со стороны сельских жителей не будет существенным. Селян не так много в области, как горожан, кроме того, они распределены по территории и их воздействие на природные системы не носит концентрированный характер»,— пояснил господин Попов. Часть садоводов, а также горожан, проживающих в частных домах с приусадебными участками, весной и осенью практикует сбор лесной подстилки для формирования компоста.