«Генборг» замкнуло кредитами
Власти Липецкой и Воронежской областей разбираются в долгах завода электродвигателей
Расположенный в Липецкой области завод электродвигателей «Генборг» воронежской группы компаний «ЦНО-Химмаш» приостановил работу из-за сложного финансового положения. Предприятие стоимостью 1,4 млрд руб. создавалось на кредиты Сбербанка и Фонда развития промышленности, с возвращением которых теперь возникли трудности. Это может привести к кризису во всей группе, юрлица которой выступали поручителями. Власти Воронежской и Липецкой областей пытаются договориться с банком о реструктуризации долгов завода. Эксперты связывают его проблемы с падением спроса на электродвигатели на отечественном рынке.
Со вчерашнего дня «в связи с тяжелым финансовым положением» деятельность ООО «Генборг» (ранее АО) в пригороде Усмани Липецкой области приостановлена. Об этом сказано в приказе за подписью гендиректора и совладельца компании Федора Дудина, который опубликовал местный портал Gorod48. «Простой по вине работодателя» продлится до 21 апреля. Порядка 100 работников, кроме службы охраны, распущены по домам и будут получать во время простоя две трети «от среднего заработка». Господин Дудин недоступен для комментариев, так как находится в командировке, сказали “Ъ-Черноземье” в компании.
Сколько и для кого зарабатывали структуры «ЦНО-Химмаш»
Деятельность предприятия в начале этой недели уже привлекла внимание правительства Воронежской области — в этом регионе расположена головная структура «Генборга», борисоглебская группа компаний «ЦНО-Химмаш», и ее другой производственный актив ООО «Грибановский машиностроительный завод». Губернатор Александр Гусев на встрече с представителями «ЦНО-Химмаша» и Сбербанка, основного кредитора проекта, пообещал «проработать схемы оказания короткой финансовой поддержки предприятию». Источник этих средств в облправительстве пока не уточнили. Телефон курирующего промышленность вице-губернатора Артема Верховцева не отвечал.
По данным облправительства, «ЦНО-Химмаш» строил завод «Генборг» на кредиты, поручителями и залогодателями по которым стали другие юрлица группы. Инвестиции в проект составили 1,4 млрд руб. При этом 330 млн руб. в 2015 году компании занял на льготных условиях (на семь лет под 5%) государственный Фонд развития промышленности. Еще 710 млн руб. выделил Сбербанк. Остальное составили собственные средства компании. Доли всех учредителей в уставном капитале ООО «Генборг», по данным Kartoteka.ru, находятся в залоге у банка и Корпорации малого и среднего предпринимательства, которая предоставляла для проекта гарантию на 355 млн руб.
Производство начали строить в 2014 году в Усманском районе Липецкой области на площадях бывшего завода «Синтегран», в ноябре 2016-го «Генборг» запустил первую очередь завода по производству взрывобезопасных и общепромышленных электродвигателей. Его проектная мощность — 25 тыс. двигателей в год. В конце 2019-го планировалось ввести в экспуатацию вторую очередь для увеличения мощности до 75 тыс. двигателей.
О финансовых проблемах промышленной группы власти публично заговорили на днях. Сейчас, по словам Александра Гусева, «в отношениях с банком группе компаний важно найти компромисс, который позволит заводу (речь о ее воронежском активе) функционировать». В администрации Липецкой области “Ъ-Черноземье” сообщили, что тоже пытаются договорится со Сбербанком и Фондом о реструктуризации долгов компании, но конкретных результатов пока нет: «Проблемы завода нам известны, прорабатываем пути решения». В Сбербанке пока предпочли не комментировать ситуацию. В Фонде развития промышленности не ответили на запрос “Ъ-Черноземье”.
Гендиректор консалтинговой компании в сфере промышленного строительства «Вальтер констракшн» Евгений Вальтер считает, что причиной кризиса в «Генборге» стало то, что «судя по финпоказателям компании, затраты стабильно опережали выручку». «Рынок электродвигателей в России наводнен импортными моделями, которых ввозится около 16 млн штук в год. Отечественным производителям сложно конкурировать, скажем, с китайскими, а производство двигателей требует дорогих материалов и комплектующих. В результате создать прибыльное производство очень сложно, непросто и его поддерживать», — предположил эксперт.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский напомнил, что в 2018 году в РФ, по данным Росстата, производство электродвигателей и генераторов сократилось сразу на 20%. «При этом производство электродвигателей переменного тока мощностью свыше 750 Вт, основной продукции "Генборга", снизилось в стране еще сильнее, до 84,5 тыс. штук. Причина кроется в отсутствии спроса со стороны обрабатывающего сектора. Проблема компании, на мой взгляд, лежит в завышенных ожиданиях при оценке рынка, — считает господин Жарский. — Заявленная максимальная мощность завода в 25 тыс. единиц в год — это больше трети рынка по состоянию на 2018 год. Занять такую долю в первые годы с момента запуска предприятия в крайне конкурентной из-за импорта среде — крайне сложная задача».
Что должен сделать губернатор, чтобы для компании снизили платежи по кредиту
Врио губернатора Курской области Роман Старовойт в январе заявил, что помог избежать «банкротства» корпорации «Гринн» Николая Грешилова, управляющей сетью гипермаркетов «Линия» и несколькими многофункциональными комплексами (МФК) в ЦФО. По словам главы региона, он договорился со Сбербанком, Россельхозбанком и банком «Россия» о реструктуризации более 20 млрд руб. Ставка по кредитам компании, по данным “Ъ-Черноземье”, могла быть снижена в среднем с 11,5 до 8% годовых. Это позволит экономить порядка 60 млн руб. на ежемесячных платежах банкам.