Башкирские марки заберет Татарстан
Челнинская фабрика «Славица» получила права на товарный знак «Тургай» и претендует на «Тэмле»
Татарстанский производитель мороженого — фабрика «Славица» (Набережные Челны) смогла через Суд по интеллектуальным правам (СИП) лишить прав на товарный знак «Тургай» его владельца с 2012 года — башкирское унитарное госпредприятие «Башагропродукт». На следующем этапе «Славица» планирует переоформить на себя товарный знак «Тэмле», принадлежащий обанкротившемуся стерлитамакскому ритейлеру «Продтовары». Челнинская фабрика выигрывает суды у башкирских компаний, так как те не используют свои бренды по назначению.
Башкирское ГУП «Башагропродукт» (находится в процедуре наблюдения) не смогло в двух инстанциях Суда по интеллектуальным правам защитить право на товарный знак «Тургай» (с татарского — «жаворонок»), которым владело с октября 2012 года. «Башагропродукт» регистрировал знак для производства пищевых продуктов, в том числе консервированных овощей и фруктов, чая и кофе, цветов, уксуса и приправ, а также для использования в рекламных целях. С заявлением о досрочном лишении унитарного предприятия прав на товарный знак в СИП обратился татарстанский производитель мороженого — ООО «Фабрика мороженого „Славица”», заявивший, что башкирский правообладатель не использует знак по назначению.
Как следует из материалов дела, фабрика «Славица» выпускает мороженое под наименованием «Тургай» с 2015 года. В сентябре 2017 года предприятие обратилось в Роспатент с просьбой зарегистрировать товарный знак в категории «мороженое» и «пищевой лед», но получило отказ. Тогда челнинский производитель попытался договориться о выкупе прав у «Башагропродукта», но стороны не сошлись в цене.
В суде представитель «Славицы» заявил, что в отличие от нее ГУП «Башагропродукт» не использует товарный знак. В качестве доказательства того, что сама фабрика выпускает продукцию под этим названием, «Славица» предъявила суду декларации Евразийского экономического и Таможенного союзов, договоры поставки, счета-фактуры и другие документы.
«Башагропродукт» просил в иске отказать. В первой инстанции СИП представитель госпредприятия заявлял, что ведет переговоры с истцом, и его обращение в суд преждевременно. В президиуме СИП юрист «Башагропродукта» заявил, что предприятие само собирается выпускать продукцию под этим брендом, но подтвердить эти намерения документами не смог.
• ООО «Фабрика мороженого „Славицы”» зарегистрировано в марте 2015 года в Набережных Челнах. По данным Kartoteka.ru, компания принадлежит пяти физлицам. Основной владелец — предприниматель Олег Моисеев (45,6%). В 2017 году при выручке 288 млн руб. чистая прибыль компании составила 13,6 млн руб.
• «Башагропродукт» специализируется на оптовой торговле зерном и продуктами его переработки, управляет дочерними предприятиями «Шаранагрогаз» и «Приютовгаз», владеет складскими помещениями на площади 2 га, оптово-торговой базой в Чесноковке. Владеет двумя товарными знаками — «Тургай» и «Родной продукт». В марте по заявлению «Солид банка» в ГУП начата процедура наблюдения.
Одновременно с этим процессом татарстанский производитель пытается отсудить у башкирского правообладателя — обанкротившегося стерлитамакского ритейлера «Продтовары» — права на товарный знак «Тэмле» (от татарского — «вкусно»). Иск фабрики «Славица» к «Продтоварам» СИП рассмотрит 25 апреля. «Продтовары» использовали бренд «Тэмле» в названии супермаркетов, которые развивали до банкротства.
Получить комментарии в фабрике «Славица» и «Башагропродукте» вчера не удалось: городские номера компаний не отвечали.
По мнению старшего партнера группы правовых компаний «Интеллект-С» Максима Лабзина, у «Башагропродукта» «нет ни единого шанса на отмену или пересмотр решений двух инстанций суда». «Татарстанская фабрика имела законный интерес к досрочному прекращению правовой охраны товарного знака и соответственно все шансы выиграть дело. В такой безнадежной ситуации „Башагропродукту” стоило согласиться на любую выкупную цену права»,— полагает эксперт.
Партнер юридической компании Claims (Санкт-Петербург) Екатерина Проничева также отмечает, что башкирскому предприятию следовало назначить за право «какую-то умеренную цену». «Средняя стоимость составляет, если исходить из нашей практики, в диапазоне 200–500 тыс. рублей. Теоретически сейчас „Башагропродукт” может попытаться взыскать со „Славицы” компенсацию за незаконное использование товарного знака с 2015 года. Но, согласно судебной практике, если правообладатель сам не использовал товарный знак, суд, вероятнее всего, сочтет такой иск злоупотреблением правом», — полагает эксперт.