Часы сбавляют ход
Baselworld в год перемен
«Мы считаем, что Базель необходим как место встречи всех участников часового рынка, часовщиков, продавцов, клиентов, журналистов. Наш лозунг — Make Baselworld Great Again»,— говорит мне генеральный директор ярмарки Мишель Лорис-Меликофф.
Но готов ли он установить в Базеле «диктатуру сердца», как его предок Михаил Лорис-Меликов во времена Александра II? «Я не склонен к диктатуре,— отвечает мне Лорис-Меликофф.— Мой прапрапрадед воевал, управлял городами, был министром царя-освободителя и делал великие вещи в России. Мой уровень гораздо более скромный. Мне приходилось организовывать парады, но мирные, совсем не военные. Конечно, его пример меня вдохновляет. Но что нужно Базелю? Сердце — да, диктатура — нет».
Лорис-Меликофф стоит в центре главного зала и разговаривает с проходящими мимо часовщиками, точно гостеприимный хозяин на приеме. Первый день выставки. От того, как пройдут ближайшие пять дней, зависит и его будущее, и судьба одного из главных событий Швейцарии.
На Базельской ярмарке остались далеко не все марки из тех, что приезжали сюда раньше. Но и те, кто поддержал своим присутствием главное часовое событие года, предпочли обойтись без шумных премьер. Коллекции, привезенные в Базель на этот раз, скорее продолжали уже существующие. Хотя иногда это продолжение было весьма заметным.
Марка Chanel, одна из «китов», на которых держится салон, привезла новую коллекцию часов J12. Что нового в модели, появившейся почти 20 лет назад? В 2000 году Жак Элле показал круглые керамические J12, ставшие образцом часового стиля. Сейчас его проект переработал другой художник, часовой дизайнер Chanel Арно Шастен.
Он говорит, что отнесся к J12 как к «музе» со всей возможной осторожностью, но в итоге музе крепко досталось. Он поменял в ней 70% деталей. Рестайлинг был необходим в связи с тем, что часы получили новый механизм Kenissi, разработанный в сотрудничестве с Tudor. Его размеры потребовали нового корпуса, дальше одно потянулось за другим. Новые часы похожи и непохожи на старые, но по крайней мере «музу» легко узнать.
Часовое подразделение LVMH выступило с несколькими важными новшествами. Сразу две марки представили принципиально новые механизмы, разработанные созданным LVMH научным институтом под руководством Ги Семона. Причем речь идет не о теории, а сразу о практике. У Zenith это Defy Inventor, в которых установлен принципиально новый узел спуска, разработанный для часов Defy Lab и теперь пошедший в серию. А в коллекциях TAG Heuer это часы линии Autavia, получившие невиданную в истории часового искусства пружину из углепластикового композита, прочную и антимагнитную. Когда я спрашиваю у Ги Семона, не жалко ли ему раздавать свои разработки разным маркам, он улыбается: «Когда я с чем-то расстаюсь, это значит, что мы уже занимаемся чем-то новым, мы уже на шаг впереди».
Красная Ferrari на стенде Hublot анонсировала представление новых часов Classic Fusion Ferrari GT. Работа со знаменитыми итальянскими автостроителями дала Hublot несколько замечательных моделей, и часы 2019 года не стали исключением.
Bvlgari кроме новой линии Serpenti Seduttori показала новый рекордный сверхтонкий невесомый хронограф Octo Finissimo Chronograph GMT Automatic в корпусе из углепластика.
Breitling выстраивает логичную схему часов для неба, моря и суши. Марка захватывает все новых клиентов — особенно с привезенной в Базель серией часов Superocean разных цветов и размеров, способных понравиться и женской и мужской аудитории.
Patek Philippe гнет свою линию Pilot, добавив к «авиаторским» часам еще и будильник с модулем GMT Alarm Travel Time. В свое время появление Pilot вызвало как похвалы, так и критику. Были специалисты, которые считали, что Patek Philippe теряет в них индивидуальность. В этом году любимое детище главы марки Тьерри Стерна получило дополнения. Тут и обнаружилось, что все к этим часам уже привыкли и готовы считать их вполне «патековскими». Как привыкнут, несомненно и к новым автоматическим круглым женским Patek Philippe Twenty 4, призванным дополнить прямоугольную кварцевую модель.
Главные новинки Chopard, как всегда, вышли в «мужской» мануфактурной серии L.U.C. Среди них турбийон L.U.C Flying T Twin — красивые часы с золотым шоколадного цвета гильошинированным циферблатом. Но и в женских линиях у марки немало удач — Imperiale 36 мм или Happy Sport, где были часы с круглым и овальным корпусами.
Среди многих часов Rolex — новая модель Yacht-Master в корпусе 42 мм с керамическим кольцом циферблата и Sea-Dweller в корпусе, сочетающем сталь и золото. Отличный вариант двухцветной «Pepsi» Oyster Perpetual GMT-Master II вышел в сглаженной гамме с черно-синим кольцом циферблата.
У ювелирной марки Jacob & Co в этом году не только вариации их выдающихся «астрономии» и «оперы» под стеклянными куполами, но и часы-игрушка с настоящей рулеткой, в которой шарик, бегающий вокруг циферблата, разве что не приносит выигрыша — иного, чем обладание этими часами. В коллекциях лондонских ювелиров Graff — замечательные часы-браслет из желтых бриллиантов. А мужские GyroGraff с турбийоном и фазами Луны вышли с мозаикой из драгоценных камней на циферблате.
На стендах «малышей» внимания достойны первая женская модель Максимилиана Бюссера MB&F Legacy Machine FlyingT. Марка De Bethune кроме уже показанных в Женеве часов DB28GS Grand Bleu привезла выполненные в новом желтом цвете DB28. Украшенная бронзовой чеканкой модель Urwerk UR-T8 предлагалась в комплекте с богато украшенным ножом, видимо, потому, что такие красивые часы нуждаются в защите. А наш соотечественник Константин Чайкин, получивший приз в Женеве за своего «Джокера», на сей раз привез «Дракулу» — часы, у которых в ночное время вырастают вампирские клыки. Они способны защититься сами.