Против черного квадрата
Rado Captain Cook
Разбудите ночью часового журналиста: «Отвечай, что такое Rado». «Футуризм! Керамика! Черное!» — отрапортует журналист. Еще бы — так было последние лет двадцать.
Когда я это говорю, Матиас Брешан разводит руками. Глава Rado c 2011 года, он старается изменить образ марки, долгое время ассоциировавшейся с черным цветом и прямоугольными формами. Много лет она была пленницей собственного успеха. Марка первой овладела таким невиданным для часовщиков материалом, как керамика. А керамика в то время, несмотря на все свои волшебные свойства, не очень-то поддавалась дизайнерам. Она была черной, гладкой, прямоугольной.
«Часы Rado были похожи только на себя и ни на какие другие,— говорит Матиас Брешан.— Все, что не было черным и блестящим, не было Rado. Но сколько можно! Эти часы нравились определенному поколению и кругу клиентов, а новое поколение хочет нового. Оно не понимает, почему его заставляют носить черное на черном».
Поскольку в Swatch Group марка славилась прежде всего своими материалами, Матиас Брешан готовил революцию постепенно. Сначала технологи разработали новые керамические сплавы, которые позволяли не только варьировать формы, но и получать цвета и фактуры стали, бронзы, золота — только в сотни раз более прочные, чем настоящие. В этой ситуации совершенно не обязательно было оставаться в плену черного квадрата.
Вторым шагом стало обращение к истории. Rado существовала с 1917 года, когда керамикой назывались только глиняные горшки. До тех пор пока волей вождей группы марку не отправили в керамическую нишу, у нее были очень любопытные модели с металлическими корпусами. Раньше их помнили только историки. Теперь не надо ходить в музеи. Переиздания часов стали появляться регулярно, и не заметить их было трудно — особенно по контрасту с керамической классикой Rado.
Переиздание сверкающего прямоугольника 1965 года — часов, которые когда-то назывались «Манхэттен» и были вдохновлены сверкающими гранями небоскребов, стало первым признаком того, что Rado смело шагает в прошлое. Часы Tradition 1965 c голубым циферблатом в титановом корпусе даже вызвали споры, насколько такая тактика полезна для образа марки.
Столь же интересными были массивные на вид, но невесомые на руке часы HyperChrome 1616 в корпусе «подушка» 46 мм, созданные по мотивам модели Cape Horn — сначала из титана, а потом из новейшего керамического материала, похожего на сталь. Идея «ностальгического» дизайна должна была привлечь тех любителей часов, которые искали не только технологического совершенства, но и истории. Тем более что часовой винтаж все больше входил в моду.
Пришла очередь «Капитана Кука». Часы Captain Cook выпускались в 1960-х годах с механизмом фирмы Shild. Конечно, Captain Cook 2000-х — не прямое переиздание. Место прежнего «автомата» занял механизм ETA C07.611 с внушительным 80-часовым запасом хода и указателем даты. Плексиглас или обычное стекло было заменено сапфировым с двухсторонним антибликовым покрытием. Ну а стальное вращающееся кольцо циферблата с 15-минутными отметками, которое служит для контроля времени погружения, получило белые, черные или синие керамические вставки. Все это материалы и технологии, которых часовщики 1960-х не имели.
В то же время новые часы во многом верны образу исторической модели. Прежде всего в размерах. Сейчас часы, а тем более часы для ныряльщиков, которые по идее могут надеваться на рукав гидрокостюма, имеют большой диаметр. Модели нового HyperChrome Captain Cook ограничились диаметром 37 мм, который сейчас почему-то считается женским, в то время как полвека назад был вполне мужским. С одной стороны, это шаг навстречу азиатским клиентам, с другой — настоящий вызов бессмысленной моде на сверхразмеры. Даже самые большие Captain Cook имеют корпус диаметром 42 мм. Но Rado всегда была маркой, глядящей только в будущее. Неужели она стала оглядываться прошлое?
«Если и есть марка, которая должна выпускать часовой винтаж, то это Rado,— говорит мне Матиас Брешан.— Мы не просто возвращаем к жизни часы прошлого, мы даем им новые материалы, дарим им вечность. Наши часы отныне не состарятся ни морально, ни физически».