Дольщиков оставили крайними
Суд решил снести дом в Геленджике, в котором купили жилье больше 400 семей
В начале марта решение Краснодарского краевого суда вновь лишило более 400 семей перспективы увидеть купленные ими квартиры. Практически достроенный дом на ул. Красногвардейской, 79 в Геленджике объявили самостроем, хотя люди уже успели зарегистрировать право собственности в Росреестре, а некоторые – даже пожить в купленном ими жилье. Более того – согласно оставленному в силе решению Геленджикского городского суда, расходы по сносу дома ложатся, в том числе, и на собственников. То есть, на людей, которые лишились денег (а то и единственного жилья), повесили неподъемное для них финансовое бремя. Поверить в это трудно. Впрочем, и сами люди, когда покупали квартиры, в страшном сне не могли представить себе того, что происходит с ними сегодня.
Снести нельзя достроить
2012 год. Застройщик решает построить в центре Геленджика многоквартирный дом. Как и положено, обращается в мэрию города-курорта, которая меняет вид разрешенного использоваться выбранного им земельного участка на «строительство многоквартирного жилья». То есть, тогда в администрации были не против того, чтобы там появился дом. Как говорят дольщики, пытался господин Прима получить и разрешение на строительство, но ему отказали. Однако, напомним, что было это семь лет назад, и тогда в Краснодарском крае без разрешений строили очень многие. Потом узаконивали постройки через суд, и все – никаких проблем не возникало. А уж на черноморском побережье это и вовсе было сложившейся практикой. Поэтому и люди, решившие купить жилье в доме, сильно по этому поводу не переживали – в конце концов, не они первые.
И поначалу, действительно, ничто не предвещало беды. Да, прокуратура вскоре подала иск о признании дома самостроем. Но потом изменила требование на «приведение здания в соответствие нормам закона». И администрация Геленджика, в целом, это поддержала. К началу 2013 года дом был уже почти готов. И тут, внезапно, поступает иск от территориального управления Росимущества. Оказалось, что именно оно было собственником земли, и его, якобы, не устроило, что на земельном участке без разрешения строится дом. Были еще и претензии, что, дескать, застройщик имеет задолженность по арендной плате. Всего этого истцу показалось достаточно, чтобы требовать в Геленджикском городском суде сноса дома, и суд его вынес. Тогда представитель застройщика подал апелляцию в Краснодарский край суд, который это решение отменил. На тот момент дом был узаконен. Всего за полтора года больше 300 семей купили там жилье, а треть из них даже зарегистрировали его в собственность. Геленджик это видел, и все знали, что он практически выкуплен. Естественно, сомнений в том, что он будет достроен, ни у кого не возникало. Судебные тяжбы на какое-то время утихли и люди просто ждали свое жилье.
2016 год стал для собственников ударом. Делу решили придать «второе дыхание». А, поскольку срок, в течение которого можно было оспорить предыдущие решения, истек, нужен был повод. Им стало заявление некой живущей по соседству с домом гражданки. Видимо, он внезапно ей чем-то помешал, хотя стоял на своем месте уже несколько лет. Тем не менее, иск суд принял, и дело возобновил.
То правые, то виноватые
Краеугольным камнем этих судебных разбирательств стало заключение экспертизы одной частной московской компании. Отметим, что ранее специалисты Министерства юстиции уже осматривали дом и выдали заключение, что угрозы жизни и здоровью он не несет. Но эта коммерческая организация вынесла совсем другой вердикт: «дом опасен». Что и позволило выносить решения о его сносе.
По словам Дмитрия Маликова, одного из покупателей квартир в жилом комплексе, он лично присутствовал при проведении той экспертизы. «Мы считаем, что она проводилась с нарушением требований. Не буду вдаваться в детали, но нам показалось, что результат этого исследования был заранее предрешен», - говорит дольщик. И подозрения возникли не только у собственников – на сотрудников организации, проводившей ту экспертизу, в итоге даже было заведено уголовное дело по обвинению в выдаче заведомо ложного заключения. Казалось бы, чем не веский повод пересмотреть решение о сносе дома?
В течение двух лет шло долгое разбирательство, описывать которое во всех деталях нет большого смысла. Достаточно сказать, что дело дошло до президиума Верховного суда, и он встал на сторону дольщиков. А, когда оно попало на рассмотрение Краснодарского краевого суда, он вернул его в Геленджикский городской суд с четким требованием – провести еще одну экспертизу. Однако этого, по словам дольщиков, сделано так и не было. А, когда они подали апелляцию, то и в краевом суде настаивать не стали – приняли за основу то заключение, которое было прежде, и решили: снести.
На суде присутствовали десятки дольщиков, и они пытались донести до суда, что результатам экспертизы, авторы которой находятся под следствием, вряд ли можно доверять. На что им ответили, что пока подследственных не посадят, подвергать экспертизу сомнению нельзя. Примечательно, что на том же заседании суда представитель Росимущества ходатайствовал о том, чтобы исключить из исковых требований взыскание с застройщика задолженности по арендной плате. Просто потому, что он ее выплатил. Но суд отказал и в этом.
Еще один интересный факт – в 2012 году Росимущество передало земельный участок под домом муниципальному образованию. Однако все эти годы ведомство продолжало выступать в роли истца по делу. Это, по мнению собственников квартир, тоже может считаться нарушением.
Но в итоге вышло так, что сотни людей, которые просто хотели жить у моря, оказались без дома. И их история отличается от тысяч других обманутых дольщиков только тем, что обманул их не застройщик, а система. И для этой системы виноватыми стали они сами. Самое странное в этой ситуации то, что, по оценкам дольщиков, снести дом обойдется дороже, чем его достроить. Получается, что несколько сотен миллионов рублей придется потратить на то, чтобы лишишь людей их жилья. Притом, что и потенциальный инвестор, готовый завершить стройку, уже найден. Все что нужно – решение суда в пользу собственников. Вот только, если оно и будет принято, то не все его дождутся – несколько человек за годы судебных тяжб уже умерли.
«Когда мы покупали там квартиры, большая часть жилья на Кубани узаконивалась через суд, это было общепринятой практикой. А теперь, когда дом практически достроен, его хотят снести и оставить без жилья сотни семей. Среди нас есть инвалиды, ветераны труда, пенсионеры – многие вложили в эти квартиры последние деньги и взяли ипотеку, так что им теперь просто негде жить», - говорит Дмитрий Маликов.
Конечно, можно сказать, что власти все делают правильно – дом ведь строился без разрешения. Но, повторимся, время было другое. На судебном заседании дольщики напоминали суду о статье 222 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что дом может быть введен в строй, если он не угрожает жизни и здоровью других людей. Однако их доводы услышаны не были. И пока единственные люди, которые пострадали от этой истории – сами собственники.