Машинам с низким «Евро» приготовили «кирпич»
“Ъ” подсчитал, сколько машин не пустят в центр Москвы и Санкт-Петербурга из-за грязного выхлопа
ГИБДД впервые раскрыла данные об экологических классах стоящих на учете автомобилей, что позволило “Ъ” определить, кого коснутся разрабатываемые властями планы по введению экологически чистых зон. Из всех машин, зарегистрированных в Москве и Подмосковье, до 44% не смогут без штрафа проехать в центральные районы столицы. В Санкт-Петербурге и Ленобласти запреты могут коснуться уже 73% всего автопарка. В общей сложности речь идет о 4,5–5,5 млн транспортных средств экологического класса ниже «Евро-3» и «Евро-4», подпадающих под потенциальные запреты в двух столицах. Впрочем, сам проект по введению запретных зон до сих пор находится в проработке, Минтранс занимается «анализом рисков», но конкретные сроки не называются.
ГИБДД опубликовала официальные данные о состоянии автопарка России на конец 2018 года. Годовую отчетность Госавтоинспекция, напомним, публикует частями — “Ъ” уже рассказывал о состоянии аварийности, самых популярных нарушениях и экзаменах на права. Общее число транспортных средств за год выросло на 765 тыс.— с 59,7 млн до 60,5 млн (+1,3%). В Москве количество транспортных средств за год сократилось на 5% (до 4,69 млн), в Московской области увеличилось на 2,7% (до 3,32 млн).
С этого года ГИБДД впервые начала публиковать официальные данные об экологическом классе зарегистрированных транспортных средств. Ранее такие сведения приводило только агентство «Автостат» со ссылкой на собственные источники и экспертную оценку. Наибольший интерес представляют прежде всего данные об автопарках Москвы и Санкт-Петербурга.
Напомним, в конце 2018 года вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу и другим ведомствам разработать «дорожную карту» по введению в столицах экологически чистых зон, куда запретят проезжать транспортным средствам с низким экологическим классом. Инициатива вызвала мощный общественный резонанс, так как старые автомобили по-прежнему составляют большую часть автопарка России. Тем не менее необходимые документы готовятся, но, по данным “Ъ”, недавно были отправлены на доработку. Какие-либо подробности проекта не раскрываются. В Минтрансе “Ъ” рассказали, что на данный момент «проводится работа с органами госвласти пилотных городов» (Москвы и Санкт-Петербурга). «В частности, анализируются возможные риски, готовятся предложения по разъяснительной работе с владельцами транспортных средств, прорабатывается вопрос введения компенсирующего механизма для различных групп населения»,— пояснили в министерстве.
В Москве и Московской области, судя по данным ГИБДД, из 7,6 млн механических транспортных средств (за исключением прицепов, легковые авто составляют 87% парка) 1,93 млн — с неустановленным экологическим классом. Напомним, что сведения о классе начали вписывать в паспорта транспортных средств в 2008–2011 годах, по более старым авто данных нет. Таким машинам проезд в «чистые» зоны почти наверняка запретят, тем более что для контроля планируется использовать автоматические камеры и базу данных МВД. 655,7 тыс. машин в Московской агломерации относятся к экологическому классу ниже «Евро-3», 1,44 млн — ниже «Евро-4». Иными словами, под планируемые запреты (в зависимости от того, для каких двигателей установят запрет) в Москве могут подпасть 34–44% транспортных средств, зарегистрированных на территории всей столичной агломерации.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области из 2,8 млн механических транспортных средств (легковые авто составляют 82% парка) предположительно 1,95 млн не смогут проехать в районы, где будут запрещены двигатели ниже «Евро-3», и 2,05 млн — в зоны, где запретят машины с двигателями ниже «Евро-4».
Иными словами, под ограничения могут подпасть от 69% до 73% всех зарегистрированных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области транспортных средств.
На фоне планируемых ограничений для неэкологичных авто интерес также представляет возрастная структура легкового автопарка. Из данных ГИБДД следует, что в Московской агломерации из всех 8 млн транспортных средств 3,16 млн — старше десяти лет. В Санкт-Петербурге и области — более 1,4 млн таких машин. В общей сложности в России зарегистрировано 4,28 млн машин возрастом до 1 года, 4,36 млн 1–3-летних авто, 4,89 млн 3–5-летних, 11,23 млн 5–10-летних, 8,36 млн 10–15-летних и 14,28 млн машин старше 15 лет.
Количество машин последней категории в последние годы росло (с 13,6 млн в 2015 году до 14,5 млн в 2017-м), но в прошлом году впервые сократилось до 14,2 млн. Усиление контроля за уплатой транспортного налога со стороны Федеральной налоговой службы могло привести к такому эффекту, поясняет источник “Ъ”, знакомый с ситуацией: граждане стали снимать с регистрации старые автомобили, на некоторых из которых уже давно никто не ездит.