Участника митинга включили в сделку с правосудием
Отпущенного после столкновений с полицией в Ингушетии заподозрили в терроризме
Как стало известно “Ъ”, один из участников недавнего митинга оппозиции в ингушском Магасе, завершившегося столкновениями с полицией, Або Добриев, подозревается Следственным комитетом России (СКР) в преступлениях террористической направленности. Показания о его связях с экстремистским подпольем следствию дал экс-командир ингушских боевиков Тимур Орцханов (Малик), недавно депортированный из Германии.
Участников несанкционированного митинга в Магасе, состоявшегося 27 марта, полицейские уговаривали разойтись до позднего вечера. Противостояние тем не менее продолжилось и ночью, а завершилось столкновениями утром следующего дня. Правоохранители в течение нескольких дней вычислили и поймали семерых зачинщиков драки, добились их ареста в суде, а затем обвинили по соответствующей ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). При этом в виновности еще двоих задержанных, Або Добриева и Хаважа Дзаурова, суд усомнился. Обоим были продлены сроки задержания до трех суток с таким расчетом, чтобы обратившийся в суд с ходатайством об аресте следователь СКР за это время либо обосновал свои подозрения, либо отпустил сомнительных фигурантов дела.
Следствие предпочло второй вариант: подозрения с господ Дзаурова и Добриева были сняты, 7 апреля оба они вышли из СИЗО, однако на свободе остался только первый. Або Добриева прямо во дворе изолятора снова задержали, сообщив, что на этот раз он подозревается уже не просто в насилии над полицейским, а в посягательстве на его жизнь (ст. 317 УК РФ). Господину Добриеву дали понять, что в ближайшей перспективе его ожидают также обвинения в «участии в незаконном вооруженном формировании», «бандитизме» и «организации преступного сообщества» (ст. 208, 209 и 210 УК РФ), по каждому из которых он может рассчитывать на наказание вплоть до пожизненного заключения.
На заседании суда, который отправил господина Добриева под арест, выяснилось, что обличающие его показания дал амир так называемого назрановского сектора террористической организации «Имарат Кавказ» (запрещена в РФ) Тимур Орцханов (Малик).
Впервые он попал в поле зрения правоохранителей еще осенью 2010 года, после взрыва на Центральном рынке Владикавказа, жертвами которого стали 18 человек. Бомбу на рынок, как выяснило следствие, завез террорист-смертник, а Малика объявили в розыск по подозрению в причастности к акции.
Поймать Тимура Орцханова тогда не удалось, а в начале 2012 года задержанный боевик из «назрановской» команды сообщил правоохранителям, что Малик, хотя и перешел на нелегальное положение, продолжает действовать. По словам ваххабита, именно командир оставил у него на хранении изъятые в дальнейшем автомат, гранаты и пять мобильных телефонов. Все аппараты, как установила экспертиза, были модифицированы «для использования в качестве предохранительно-спусковых механизмов радиоуправляемых бомб».
«Назрановских», таким образом, разоружили, но, видимо, не до конца. Уже в марте того же года они заложили управляемую по телефону бомбу на автодороге возле поселка Майский Пригородного района Северной Осетии и подорвали ее, когда мимо проезжал военный «Урал». Военнослужащие не пострадали из-за допущенной террористами ошибки, а нескольких подрывников удалось задержать тремя месяцами позже. По их словам, организатором атаки и непосредственным исполнителем подрыва был все тот же Малик, которому задержанные помогали.
Скрываясь от правоохранителей, Малик раздобыл где-то фальшивые документы, используя которые вместе с женой и тремя детьми перебрался через границу и осел сначала в Бельгии, где живут его родственники, а затем — в Германии. Семья некоторое время провела в приемнике для беженцев, а когда ее глава оформил для себя официальный статус политэмигранта, получила от администрации Баварии квартиру, необходимое имущество, пособие и пакет соцуслуг.
Однако 14 марта этого года подозреваемого после запросов из России депортировали в Москву, где он был задержан. Затем Малика арестовали и этапировали во Владикавказ. Там он, отказавшись от адвокатов, нанятых женой, решил сотрудничать со следствием.
В рамках сделки, как было отмечено на заседании суда по аресту Або Добриева, Тимур Орцханов назвал его своим помощником и соучастником всех инкриминируемых «назрановским» преступлений.
Адвокат господина Добриева Шерип Тепсаев сообщил “Ъ”, что детали инкриминируемых клиенту преступлений ему неизвестны, поскольку обвинение еще не предъявлено. При этом защитник Тепсаев, ссылаясь на своего клиента, сообщил, что тот никогда не встречался с Тимуром Орцхановым и даже не слышал эту фамилию. По словам адвоката, Або Добриев не был связан с ваххабитами, поскольку вся его семья придерживается религиозного направления, которое в Ингушетии называют традиционным. Адвокат Тепсаев убежден, что не менее далек его клиент был и от оппозиции. В митинге он вообще не участвовал, просто акция проходила буквально под окнами Або Добриева, поэтому уже после инцидента один из свидетелей, просматривая видеокадры драки, предположил, что «накачанный мужчина в светлой майке», противостоявший полицейским, похож на его соседа Або. «Заниматься политикой, а тем более участвовать в деятельности экстремистского подполья моему клиенту просто некогда,— пояснил защитник Тепсаев.— Он работает стрелком-охранником на железной дороге, воспитывает четверых детей и постоянно думает лишь о том, как обеспечить свою семью».