Фигуры пойдут на экран
Шахматы запускают крупный телевизионный проект
Компания World Chess by Agon, коммерческий партнер Международной шахматной федерации (FIDE), запускает новый масштабный проект. В его рамках шахматы должны впервые полноценно выйти в телевизионное пространство. Выход будет осуществляться при помощи проведения Armageddon Series. В рамках серии турниров топовые гроссмейстеры будут играть друг с другом партии в блиц, которые напрямую будут транслироваться по телевидению, в том числе, вероятно, на «Матч ТВ». Пилотный релиз проекта состоится в июне в Москве.
В распоряжении “Ъ” оказалась презентация нового проекта World Chess by Agon, коммерческого партнера Международной шахматной федерации. Он называется Armageddon Series. В презентации довольно подробно рассказывается о пилотном релизе проекта. В его рамках в июне в Москве будет организован турнир, в котором восемь гроссмейстеров в течение недели будут играть друг с другом по системе play-off, выявляя победителя. В рамках матча на каждой стадии пройдут по две партии в блиц с трехминутным контролем, а в случае равенства после них исход борьбы будет определять так называемый «Армагеддон». Это партия, в которой белым дается пять минут, а черным — четыре, но при этом последним для успеха достаточно сыграть вничью.
У турнира довольно интересный состав участников. В презентации указаны имена пяти уже гарантировавших выступление в нем шахматистов (еще трое будут отобраны позже). И россияне Даниил Дубов с Яном Непомнящим, и азербайджанец Теймур Раджабов — известные элитные гроссмейстеры. А еще двух отечественных игроков можно назвать суперзвездами шахмат: Владимир Крамник владел званием чемпиона мира в начале нынешнего века, а Сергей Карякин играл в чемпионском матче с его владельцем — норвежцем Магнусом Карлсеном — в 2016 году. Причем Крамник в начале этого года объявил о завершении карьеры.
Но гораздо интереснее то, что презентация предполагает прямые телевизионные трансляции партий, играющихся в специальной студии, а сам турнир авторы документа предпочитают характеризовать словом «шоу», какое используется в профессиональном боксе, указывая на нехарактерные для шахмат элементы в виде «эмоциональных» комментаторов, анимации и инфографики. Впрочем, нехарактерным для шахмат является и само по себе присутствие в прямом телеэфире. Раньше такое было возможно в разовом порядке — скажем, во время решающих партий матчей за титул чемпиона мира.
Глава World Chess Илья Мерензон подтвердил в разговоре с “Ъ”, что «шахматы пытались попасть на телевидение десятки лет, и за это время не было зафиксировано ни одного успешного телевизионного кейса». Это обстоятельство считается одной из основных причин заметного отставания шахмат, чья потенциальная аудитория в мире, если исходить из количества интересующихся игрой, по расчетам FIDE, составляет более 0,5 млрд человек, от других популярных видов спорта в коммерческом и маркетинговом плане. По словам Ильи Мерензона, препятствием для попадания шахмат в эфир всегда были особенности партий с классическим контролем времени — продолжительных (часто многочасовых) и непредсказуемых по времени. Плюс «хаотичность» и редкость важнейших событий — матч за титул чемпиона мира проходит всего раз в два года.
По мнению господина Мерензона, придуманный World Chess формат проблему решает. Блиц предполагает динамичность и быстроту партий. А со следующего сезона проект «Армагеддон» должен заработать в формате полноценной лиги с «30–40 топовыми участниками» и «раундами турнира по уикендам 20 недель в году». Призовой фонд пилотного релиза, как сообщил Илья Мерензон,— €50 тыс. При переходе проекта в «стадию лиги» он увеличится до €300 тыс. А «монетизировать» шоу в будущем организаторы надеются в том числе по модели, доминировавшей недавно в профессиональном боксе,— с продажами трансляций в режиме pay-per-view.
Говоря о вероятных телевизионных партнерах проекта, Илья Мерензон рассказал об уже существующих договоренностях с «Матч ТВ» и Eurosport. Источник “Ъ” сообщил о том, что World Chess также намерена сотрудничать с «крупным американским телеканалом», в качестве примеров указав на ESPN и Fox.
«Безусловно, мир шахмат сейчас переживает новый всплеск популярности этой игры. Большой интерес аудитории наблюдается в России: у нас богатейшие шахматные традиции, много топовых молодых гроссмейстеров, к которым приковано повышенное внимание. И если у шахмат есть перспектива выхода еще и на новый телевизионный уровень, то от этого, конечно, выигрывают все, в первую очередь — аудитория. "Матч ТВ" на своих ресурсах планомерно освещает все крупные шахматные турниры и события. Мы будем и дальше развивать эту линию и рассматривать возможности сотрудничества по самым интересным направлениям»,— заявили “Ъ” на «Матч-ТВ».