Профессионалов не хватает и в будущем
По оценкам BCG, технологический прогресс опережает трудовые навыки с большим запасом
Около 36% рабочих и служащих в мире занимают позиции, не соответствующие их квалификации, 27% работодателей считают, что уже сейчас большинство соискателей вакансий не имеют нужных им профессиональных или коммуникационных навыков. Это первые оценки «кадровой ямы» в готовящемся BCG, «Росатомом» и WorldSkills Russia глобальном обзоре, который посвящен дисбалансам на рынке труда, вызванным высокой скоростью изменений в технологиях. Летом 2019 года инициативы в этой сфере могут быть обсуждены в Казани в рамках мирового чемпионата WorldSkills уже на уровне правительств.
Первые данные совместного исследования The Boston Consulting Group (BCG), союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и его стратегического партнера ГК «Росатом» были представлены в Сочи на форуме «Атомэкспо». По словам директора по персоналу «Росатома» Татьяны Терентьевой, госкорпорация (один из крупнейших в РФ работодателей для квалифицированного персонала) сотрудничает с союзом с 2012 года — практически с начала присоединения РФ к международному движению WorldSkills International.
По словам официального делегата от России в WorldSkills Екатерины Лошкаревой, исследование и, возможно, часть выработанных в рамках проекта общих инициатив предполагается представить в рамках мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Competition в Казани в августе 2019 года. До этого отдельные аспекты темы будут обсуждаться на ПМЭФ в июне 2019 года, на площадках «Росатома» и WS Russia.
В Сочи отдельные предварительные оценки исследования представил партнер BCG Константин Полунин. Оценки «кадровой ямы» (несоответствия предложения квалифицированного труда для промышленности сегодняшнему и будущему спросу) выше, чем в сходных работах ОЭСР 2016 года. ОЭСР на базе данных ЕС оценивала потери мировой экономики от этого вида дисбалансов в $2,1 трлн в год, теперь они оцениваются в $4 трлн. Сейчас около 1 млрд работоспособного населения, или 36% занятых, занимают вакансии, не соответствующие их квалификации, 45% работодателей говорят о проблемах с подбором кадров, 27% — о почти полном несоответствии соискателей профессиональным или коммуникационным требованиям.
Происходящее — скорее начало тренда, чем его середина. По мнению BCG, речь идет о «результате применения образования эпохи 2.0 в контексте индустрии 3.0–4.0», то есть о нарастающем устаревании навыков на рынке труда, не компенсируемом архаичными системами профобразования, их стандартами, фрагментированностью рынков труда. Отмечаются также специфические вызовы, которые будут нарастать к 2035 году, в том числе неэффективность мировой «биржи труда» (например, рост доли длительно безработных в ОЭСР до 31%), готовность лишь 28% участников рынка труда тратить ресурсы на самостоятельное допобразование, старение населения, сокращение числа женщин в трудовых ресурсах, рост мобильности рабочей силы.
Особой проблемой выглядит ускорение процесса устаревания технических навыков — сейчас они девальвируются в промышленных секторах за два–пять лет, что требует быстрого роста затрат на повышение квалификации сотрудников и инвестиций в технологии переподготовки. По оценкам BCG, к 2030 году мировые потери ВВП от «кадровой ямы» вырастут до $6 трлн в год, «дефицит талантов» определит до трети этих потерь, отставание обновления профнавыков от технологического прогресса — 50%.
Отметим, проблемы «кадровой ямы» отмечаются в мире с начала 1990-х, но почти всегда они рассматривались лишь с национальной точки зрения — в России долгое время эта проблема считалась связанной исключительно с переходными периодами в системе профобразования и с демографией. В связи с этим все предложения по ее решению формулировались в демографическом и миграционном ключе. Выход обсуждения на наднациональный уровень, возможно, позволит начать обсуждение, по крайней мере в «промышленных» странах, проблемы в кооперации с крупными работодателями: вероятно, межнациональная конкуренция в этой сфере, «гонка вооружений» в образовании без смены образовательных моделей и рост международной мобильности профессиональных кадров как ответ на «кадровую яму», ставшую мировой проблемой, себя уже исчерпали.