Пошлины не поддаются переделу
Белоруссия настаивает на увеличении своей доли в собираемых платежах
Страны ЕАЭС пытаются договориться о новом распределении ввозных таможенных пошлин с 1 января 2020 года. Как стало известно “Ъ”, Россия, Казахстан, Армения и Киргизия согласны сохранить действующие нормативы, Белоруссия же настаивает на их пересмотре по новой методике, либо — в качестве альтернативы — на простом увеличении своей доли на один процентный пункт. Разрешению спора препятствуют накладывающиеся на него давние и разнообразные разногласия России и Белоруссии по поставкам нефти и газа.
Премьер-министры стран ЕАЭС на ближайшем заседании межправсовета в Ереване 30 апреля должны согласовать механизм распределения импортных пошлин с 1 января 2020 года. Однако, как следует из имеющихся у “Ъ” материалов к встрече, пока позиции сторон расходятся.
Напомним, еще в 2010 году в рамках Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии ввозные пошлины были распределены исходя из объемов импорта и с учетом принципа страны назначения — в пропорции 87,97%, 7,33% и 4,7% соответственно. Позднее это распределение было закреплено в договоре о создании ЕАЭС. При присоединении Армении к союзу была сделана корректировка, но по той же методике (доля страны составила 1,13%). Далее, при присоединении Киргизии норматив для этой страны был несколько завышен «для адаптации к условиям членства в ЕАЭС» — 1,9% сроком на три года. Затем была повышена и доля Армении — до 1,22% (доли РФ и Казахстана были снижены до 85,265% и 7,055%, доля Белоруссии не изменилась — 4,56%).
В мае 2018-го действие этих нормативов было продлено до конца 2019 года. Теперь четыре страны выступают за их закрепление на бессрочной основе. Как следует из материалов к заседанию межправсовета, Белоруссия предлагает изменить методику либо провести «техническую корректировку» за счет увеличения своей доли на 1%. Новая методика, предлагает Минск, должна рассчитывать доли как среднее из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта, а также объемов уплаченных на территории стран сумм ввозных пошлин (Белоруссии как транзитной стране такая методика более выгодна). В ЕЭК помимо всех этих альтернатив подготовили еще два промежуточных варианта, по которым временные нормативы будут применяться еще один-два года.
О том, что Белоруссия не поддержит продление действующих нормативов распределения пошлин, президент страны Александр Лукашенко заявил еще в конце прошлого года. Напомним, Минск надеется получить компенсацию за реализацию Россией нефтяного маневра (постепенная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ). Белоруссия синхронизирует экспортные пошлины с Россией, поэтому доходы республики сокращаются (сейчас пошлины с 6 млн тонн транзитной нефти идут в белорусский бюджет). Эти потери в стране оценивают в $400 млн в этом году. Кроме того, из-за маневра белорусские НПЗ получают российскую нефть по все более растущей цене, приближающейся к мировой. Александр Лукашенко уже грозил перейти на закупки нефти в третьих странах, если потери не будут компенсированы. А недавно он попросил правительство Белоруссии «если нужно» поставить на ремонт нефте- и нефтепродуктопроводы.
Кроме пошлин, спорным остается и вопрос цены газа с 2020 года. Белоруссия выступает за применение единых подходов при определении тарифов на транспортировку газа для субъектов общего рынка газа ЕАЭС. По действующим договоренностям между Москвой и Минском, до конца 2019 года поставки газа будут осуществляться фактически по фиксированной цене. Белорусская сторона настаивает на необходимости появления в будущем прозрачного механизма расчета расходов на транспортировку, доля которых в конечной цене потребляемого газа превышает две трети. Отметим, Белоруссия уже прибегала к остановке транзита газа на одну неделю в 2007 году на фоне разногласий по его стоимости.