«Произведение обещает быть просто кричащим»

Дмитрий Дризе — о фильме Тимура Бекмамбетова про «керченского стрелка»

Кинокомпания Bazelevs Тимура Бекмамбетова приступила к съемкам фильма о прошлогоднем массовом расстреле в Керчи. В центре сюжета — история восемнадцатилетнего виновника трагедии, студента Владислава Рослякова. Он устроил стрельбу и взрыв в Политехническом колледже. Не вышедшую еще картину успела раскритиковать Наталья Поклонская. Политический обозреватель «Ъ FM» Дмитрий Дризе не исключает, что у кинопроекта будет немало и других противников.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Сценаристы объясняют, что цель создания картины — предотвратить подобные трагедии в будущем. На примере студента-убийцы Владислава Рослякова и его жертв авторы намерены показать жизнь современных подростков, их быт и основные проблемы. Еще один немаловажный факт — это системы безопасности в российских учебных заведениях: как они устроены, почему в ряде случаев не останавливают так называемых школьных стрелков.

Видимо, по итогам фильма будут сделаны некие выводы, как такое могло произойти. Можно даже рискнуть предположить, что Тимур Бекмамбетов постарается ответить на основные вопросы, которые волнуют общество. Тем более, каких-либо отчетов от властей на эту тему мы особо не видим. Единственное, что активно обсуждалось, — контроль за оборотом оружия.

Фотогалерея

Трагедия в колледже в Керчи

Смотреть

Проблемы трудных подростков — вечная история не только в России. Теоретически кино может здесь очень помочь, ведь предупрежден — значит вооружен. Фильмов на эту тему, в том числе в СССР, было немало — от сентиментального «Доживем до понедельника» до «Легко ли быть молодым» и перестроечного шедевра «Маленькая Вера».

Но показывать фильмы про стрельбу в школах, да еще и с десятками жертв — такого не было даже в страшные лихие 90-е.

Наверное, нелишним будет напомнить, что в фильме Бекмамбетова предполагается рассказать о событии 17 октября 2018 года. Один из учащихся Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков расстрелял однокашников и преподавателей. 21 человек погиб, 67 пострадали. Такие истории в основном характерны для Америки, а для Европы это стало самым крупным подобным происшествием.

Теперь главное — какие у фильма перспективы? Не очень радужные, скажем так. Наталья Поклонская успела назвать еще не вышедшую картину американской пропагандой. Произведение обещает быть не то чтобы проблемным, а просто кричащим. Вряд ли все это можно подогнать под термин «патриотичное кино». Это же не ода Крымскому мосту и «крымской весне». Если бы события произошли при украинской власти — еще куда ни шло.

Не хочется, конечно, заранее нагонять пессимизма, но не то сейчас время. Хотя как повернуть. Если, например, выставить власть в хорошем свете, то шансов будет больше. Но в целом прогноз неутешительный. «Братство» Павла Лунгина с его афганским негативом разрешили, но, опять же, не хочется сглазить — ведь премьеры еще не было.

Предлагаю термин: «кино эпохи патриотизма и запретов».

Цензуры нет, но у режиссеров трудности. Фильмы или спектакли постоянно кого-то задевают, и это не способствует продвижению культуры в массы. Каждый проблемный фильм приходится продвигать с боем. А тут еще и не совсем тот Крым.

Впрочем, будем надеяться, что опасения излишни.

Вся лента