Дональд Трамп не сговаривался с Москвой
Доклад о российском вмешательстве передан в Конгресс США
Генпрокурор США Уильям Барр 18 апреля передал в Конгресс полную версию итогового доклада спецпрокурора Роберта Мюллера, посвященного попыткам российского вмешательства в избирательную кампанию 2016 года. Следователи спецпрокурора утверждают, что выявили многочисленные попытки представителей России повлиять на предвыборную гонку в США, о которых знали в штабе Дональда Трампа. Тем не менее спецпрокурор Мюллер так и не смог собрать достаточное количество улик, чтобы заявить о «сговоре». В Белом доме назвали это «полной победой президента». С подробностями — корреспондент “Ъ” в Вашингтоне Кирилл Белянинов.
За полтора часа до передачи доклада спецпрокурора Мюллера в Конгресс глава Минюста США Уильям Барр провел пресс-конференцию, на которой заявил: попытки России вмешаться в избирательную кампанию 2016 года являются «доказанными», но никто из сотрудников предвыборного штаба Дональда Трампа не координировал свои действия с представителями России.
Что нужно знать о расследовании связей президента США с Россией
Доклад спецпрокурора объемом 448 страниц был передан в Конгресс ровно в 11 утра по вашингтонскому времени и был одновременно опубликован на сайте Министерства юстиции США. Время для публикации документа вряд ли было выбрано случайно: в четверг большинство членов Конгресса разъехались на каникулы продолжительностью в две с половиной недели. Накануне демократы в Палате представителей обвинили генпрокурора в попытке скрыть информацию, содержащуюся в докладе, назвав господина Барра «общественным защитником Трампа, работающим на деньги налогоплательщиков».
Из итогового доклада спецпрокурора следует, что членам команды Роберта Мюллера действительно не удалось собрать достаточное количество улик, свидетельствующих о сговоре с представителями России, и получить доказательства, позволяющие обвинить президента Дональда Трампа в попытках воспрепятствовать правосудию.
Во второй части доклада спецпрокурор перечисляет десять эпизодов, связанных с попытками главы Белого дома помешать проведению «российского расследования».
В их числе — увольнение директора ФБР Джеймса Коми и неудавшиеся попытки отстранить самого Роберта Мюллера.
Как уточняется в докладе, большая часть этих попыток окончилась неудачей из-за того, что подчиненные «отказывались выполнять распоряжения президента».
Спецпрокурор Мюллер признал, что следователи так и не пришли к выводу, являлись ли действия Дональда Трампа противозаконными. Он пояснил, что, принимая решение, юристы руководствовались существующей в Минюсте практикой, запрещающей предъявлять уголовные обвинения действующему президенту страны, так как они могут «помешать ему выполнять свои конституционные обязанности».
В преамбуле к первой главе доклада, полностью посвященной российскому вмешательству и контактам членов команды Трампа с представителями Кремля, спецпрокурор Мюллер уточняет, что рассматривал термин «сговор» в рамках требований американского законодательства. Перечислив многочисленные эпизоды попыток российских представителей повлиять на ход избирательной кампании и подчеркнув, что некоторые члены команды Дональда Трампа знали о действиях Кремля, спецпрокурор счел нужным пояснить, что обвинения могли бы быть выдвинуты только в случае, если бы следователям удалось установить факт «кооперации» между двумя сторонами.
Соглашение предполагает, что обе стороны были проинформированы о каких-либо действиях и согласились с ними»,— говорится в докладе.
Как утверждается в документе, первые попытки повлиять на ход избирательной кампании в США предприняли сотрудники петербургского «Агентства интернет-исследований», финансируемого, согласно выводам спецпрокурора, «российским олигархом Евгением Пригожиным и компаниями, которые он контролирует». Впервые сотрудники агентства приехали в США в 2014 году «с целью сбора разведывательной информации». После этого они развернули активную кампанию в соцсетях и установили контакты «с заинтересованными группами» в Америке для того, чтобы «поддержать кандидата Трампа и помешать кандидату Клинтон».
В марте 2016 года, по утверждению спецпрокурора, Главное управление Генштаба ВС РФ, ранее известное как ГРУ, начало операцию по взлому личной электронной почты сотрудников избирательного штаба демократического кандидата Хиллари Клинтон, включая главу штаба Джона Подесту. Одновременно были взломаны серверы Национального комитета Демократической партии. Похищенные документы и личная переписка были переданы российскими представителями порталу WikiLeaks и начали публиковаться в сети в июле 2016 года.
Как утверждается в докладе, «высокопоставленные представители» избирательного штаба Трампа были заранее поставлены об этом в известность.
«Следствие установило, что российское правительство посчитало, что президентство Трампа будет для него полезным, и предприняло действия для его победы, а избирательный штаб (Трампа.— “Ъ”) ожидал, что информация, украденная и обнародованная благодаря российским действиям, поможет в достижении успеха на выборах,— говорится в докладе спецпрокурора.— При этом следствию не удалось установить, что члены избирательного штаба Трампа вступили в сговор или координировали свои действия с российским правительством».
При этом в докладе спецпрокурора упоминается, что контакты между членами штаба Трампа и Кремлем были налажены еще в 2015 году, когда личный адвокат будущего президента США Майкл Коэн «вступил в переписку и вел переговоры о проекте (строительства небоскреба Trump Tower в Москве.— “Ъ”) с офисом пресс-секретаря российского правительства (так сказано в документе.— “Ъ”) Дмитрием Песковым». Эти переговоры продолжались вплоть до июня 2016 года, когда Дональд Трамп уже был признанным лидером республиканской гонки.
В докладе также упоминаются переговоры советника штаба республиканского кандидата Джорджа Пападопулоса с британским профессором Джозефом Мифсудом, якобы располагавшим связями в правительстве России, и встреча сына президента, Дональда Трампа-младшего, его зятя Джареда Кушнера и руководителя избирательного штаба Пола Манафорта с российским адвокатом Натальей Весельницкой в Нью-Йорке летом 2016 года. Во время встречи, согласно полученной спецпрокурором электронной переписке, госпожа Весельницкая должна была передать официальные документы и информацию, которые могли быть использованы против Хиллари Клинтон.
Что известно о встрече команды Трампа с россиянами
Кроме этого, следователи обратили внимание на визит в Москву экс-советника Дональда Трампа Картера Пейджа в июле 2016 года, и встречу в Нью-Йорке между Полом Манафортом и его бизнес-партнером Константином Килимником, которого в США считают сотрудником российских спецслужб.
Во время переговоров господин Килимник якобы предложил руководителю избирательного штаба Трампа собственный план «мирного урегулирования на Украине».
Позднее, как уточняет спецпрокурор, в официальной платформе Республиканской партии были «значительно смягчены» формулировки параграфа, касающегося конфликта на востоке Украины.
Перечислив еще несколько эпизодов, спецпрокурор тем не менее подчеркнул, что факты встреч и переговоров российских представителей с членами штаба Трампа не являются достаточными для предъявления обвинений в «сговоре».
Именно этот вывод в Белом доме посчитали ключевым. Члены юридической команды Дональда Трампа назвали публикацию доклада «полной победой президента», а сам глава государства, отвечая на вопросы журналистов, заметил, что у него сегодня «очень хороший день». «Нет вмешательства, нет препятствования (правосудию.— “Ъ”). В любом случае, никогда не было и никогда не будет»,— заявил президент США. И добавил: ничего подобное «никогда не должно произойти с другим президентом» Соединенных Штатов.
Российская сторона, как пообещал вечером 18 апреля «РИА Новости» источник в МИД РФ, ознакомится с текстом доклада. Но в любом случае, добавил собеседник агентства, «никакого сговора или вмешательства России в выборы в США не было».