Шашечки снабдят датчиками
«Яндекс.Такси» присмотрит за водителями с помощью новых технологий
“Ъ” узнал, что представляет собой устройство, которое будет блокировать учетную запись водителей «Яндекс.Такси» за опасную езду. Ранее было заявлено, что систему установят также на машинах каршеринга, но в компании это опровергли. Эксперты предупредили, что нововведения обернутся повышением тарифов для клиентов такси.
«Технология, которая оценивает, не отвлекается ли человек от дороги,— наша собственная разработка,— рассказала “Ъ” представитель пресс-службы “Яндекс.Такси” Наталья Рожкова.— Сейчас она проходит финальную обкатку в реальных дорожных условиях, чтобы мы смогли оценить результаты и окончательно отшлифовать алгоритмы. После этого мы начнем массовое внедрение».
В Москве выдано около 50 тыс. индивидуальных разрешений на таксомоторную деятельность, в сутки такси перевозят до 760 тыс. пассажиров. При этом количество ДТП с участием таксомоторов в Москве за 2018 год выросло на 25% по сравнению с 2017 годом. Одной из главных проблем столичное ГУВД называет усталость водителей, проводящих по 15–20 часов на смене без должного медицинского контроля.
Госпожа Рожкова пояснила, что в таксомоторы «планируется установить датчики, отслеживающие резкие торможения, повороты и набор скорости». За опасную езду и грубые нарушения сервис ограничит количество заказов для водителей.
Станислав Швагерус, руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси, заявил “Ъ”, что устройство, которое планирует внедрить «Яндекс», «представляет собой камеру и блок расчета параметров для анализа положения головы водителя искусственным интеллектом»: «Все расчеты будут производиться на специальном модуле, а их результаты могут посылаться как в общую систему управления такси, так и на бортовой компьютер автомобиля». Впрочем, в пресс-службе «Яндекс.Такси» “Ъ” отказались подтвердить, верна ли эта информация: «Планы по технологическим решениям мы не комментируем».
Ранее председатель Мосгордумы Алексей Шапошников сообщил, что московский парламент собирается обсудить предложение оборудовать такси и машины каршеринга алкозамками. Перед началом поездки водитель должен подуть в специальное устройство, и если количество алкоголя превысит 0,2 промилле, запуск машины будет заблокирован. Господин Шапошников подчеркнул, что в думу регулярно обращаются жители города, предлагающие установить алкозамки в такси.
Госпожа Рожкова сообщила “Ъ”, что «Яндекс.Такси» не планирует устанавливать алкозамки.
Вместо этого водителям сейчас предлагают пройти добровольное тестирование перед выходом на смену. «Уже была опробована модель дистанционного тестирования здоровья водителей — в экспериментальном порядке этот проект работает на заправках “Газпром нефть”, “Нефтемагистраль” и “Шелл”,— отметила она.— Телемедицинские технологии позволяют перед рейсом проверять давление и наличие алкогольного опьянения. Кроме того, наши алгоритмы позволяют не открывать доступ к заказам для водителей, не прошедших тестирование, а это очень высокая гарантия того, что человек не выйдет на линию при наличии медицинских противопоказаний».
«Минздрав не сертифицировал пункты дистанционного тестирования здоровья водителей, и по закону такая проверка не может заменить путевой лист,— прокомментировал это нововведение Олег Амосов, председатель общественного движения “Форум такси”.— Автомат не увидит пигментацию покрова кожи или расширенные зрачки».
Он также критически оценил эксперимент с установкой датчиков, фиксирующих опасную манеру езды. «Сервис “Яндекс.Такси” использует GPS-датчики, погрешность показаний которых составляет 30 метров. Если водитель будет метаться по дороге с амплитудой более 30 метров, “Яндекс” получит сигнал. Отследить манеру вождения на основании таких сигналов практически невозможно»,— пояснил господин Амосов “Ъ”. По словам эксперта, приказ Минтранса о рабочей смене таксиста не более восьми часов в сутки «не соблюдается из-за пробок на дорогах Москвы».
«Если рабочий день водителя такси будет ограничен до восьми часов в день, стоимость поездки для клиента поднимется в полтора-два раза»,— предупредил господин Амосов.
В «Яндекс.Каршеринге» “Ъ” также заявили, что устанавливать деактиваторы не планируют. На машинах уже установлено оборудование, которое блокирует аккаунт пользователя в случае значительного превышения скорости, заявил представитель пресс-службы компании Дмитрий Горчаков.