В Россию не убежишь
Сирийским гражданам перестали давать убежище в РФ
С 2018 года Россия практически перестала предоставлять убежище гражданам Сирии и отказывается продлевать его тем, кому выдала ранее. Правозащитники из «Гражданского содействия» утверждают, что за год количество сирийцев, обладающих статусом временного убежища в РФ, сократилось на 30%. Российские суды объясняют отказ в убежище позицией Минобороны о том, что война в Сирии закончилась и жизнь там стала безопасной. Правозащитники недоумевают, почему в таком случае МИД официально не рекомендует россиянам посещение Сирии из-за «продолжающейся гражданской войны».
Аналитик «Гражданского содействия» Константин Троицкий изучил статистику МВД с 2012 года и подготовил доклад о положении граждан Сирии в России, где утверждается, что «государственные миграционные и силовые ведомства РФ целенаправленно создают очень тяжелые условия для беженцев».
В начале доклада «Гражданское содействие» подчеркивает, что на протяжении всего военного конфликта Россия практически не предоставляла сирийцам статус беженца. Из 2585 ходатайств, которые были поданы с начала войны в 2011 году, миграционная служба удовлетворила всего одно. Другой беженец из Сирии был зарегистрирован до начала войны.
Российское законодательство предусматривает еще один статус для граждан тех стран, где идут военные конфликты,— временное убежище, которое необходимо продлевать каждый год.
«Однако далеко не всем сирийцам удавалось обратиться за этим статусом — порой из-за откровенного нежелания чиновников принимать их заявления»,— говорится в докладе.
Правозащитники указывают, что в 2014 году в России находилось 1162 сирийца со статусом временного убежища. Но с начала прошлого года российские власти стали массово отказывать гражданам Сирии в продлении этого статуса: «На 1 января 2018 года было зарегистрировано 1128 таких граждан Сирии, а к 1 января 2019 года их осталось всего 826 человек. Сокращение почти на 30%».
«Отказы государственной миграционной службы в предоставлении временного убежища сирийцам в 2018 году полны циничных, непрофессиональных, дезинформирующих и просто абсурдных утверждений»,— говорят правозащитники. По их данным, при отказе чиновники ссылаются на позицию Минобороны: заявляют о «стабилизации обстановки в Сирийской Арабской Республике» и о том, что «около 100% территории Сирийской Арабской Республики находится под контролем правительственных войск».
Правозащитники отказываются верить этим заявлениям. Они ссылаются на доклад Независимой международной комиссии ООН, где говорится о «продолжении бомбардировок и кровавых столкновений в ряде регионов Сирии» и «жертвах среди гражданского населения, которые включают женщин, детей и пожилых людей». «Гражданское содействие» указывает, что МИД РФ до сих пор не рекомендует россиянам посещение Сирии «в связи с тем, что в стране идет гражданская война, сопровождающаяся насилием в отношении мирного населения и терактами». «В защите основных прав человека не должно быть двойных стандартов и разделения на основании национальной принадлежности»,— говорится в докладе «Гражданского содействия».
Те сирийцы, кому все же удалось добиться продления временного убежища, оказываются предоставлены сами себе. «Государственные службы не помогают беженцам адаптироваться к жизни в России, получить профессию, устроиться на работу, выучить русский язык, не предоставляют бесплатную юридическую и социальную помощь»,— говорят правозащитники. В конце доклада «Гражданское содействие» требует «создать на базе миграционной службы действующую и обладающую реальными полномочиями комиссию по защите прав сирийских беженцев, куда бы входили представители общественности».
Ранее “Ъ” сообщал, как в 2018 году Верховный суд не стал рассматривать жалобы десяти граждан Сирии на отказ в предоставлении временного убежища. Тогда суд определил, что «происходящие на территории Сирии события имеют специфические характеристики контртеррористической операции, а не классического военного противостояния с ярко выраженной линией фронта». Из этого суд сделал вывод, что в Сирии люди не могут подвергнуться «личному преследованию и бесчеловечному отношению».
«За последний год ситуация во многих районах Сирии значительно улучшилась, если мы, конечно, говорим об окончании боевых действий,— заявил “Ъ” руководитель Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Василий Кузнецов.— Но остаются социальные проблемы — нет жилья, нормальных санитарных условий, бензина. А главное, мало кто из стран готов давать деньги на реконструкцию в Сирии, пока не будет найдено политическое решение. Вопрос и в том, а нужно ли возвращение беженцев самому сирийскому режиму? Особенно молодых мужчин, многие из которых не поддерживают политику Дамаска. Хотя на словах, безусловно, декларируется обратное, особенно под давлением России, которая настаивает на возвращении беженцев, чтобы заявить об окончании войны в Сирии».