Теледебачение
Как Владимир Зеленский вывел Петра Порошенко на себя
В Киеве на стадионе «Олимпийский» 19 апреля в 19:00 прошли дебаты кандидатов в президенты Украины — действующего главы государства Петра Порошенко и шоумена Владимира Зеленского. Площадку для поединка выбрал оппонент господина Порошенко, наотрез отказавшись от традиционного формата дискуссии в эфире общественного телеканала. Наблюдавший за дебатами специальный корреспондент “Ъ” Владимир Соловьев считает, что шоумену Зеленскому это шоу тоже удалось.
Дебаты Петра Порошенко и Владимира Зеленского. Главное
«Олимпийский» заполнялся с 16:00. Периметр наводнила полиция. Поскольку близлежащие станции метро не работали, а улицы были перекрыты, люди шли пешком. В глаза бросались организованные группы, но кого они поддерживают, было не очевидно: люди шли на стадион с флагами Украины или ЕС. В разных концах поделенного пополам футбольного поля, там, где обычно расположены ворота, заранее установили две сцены, перед которыми собрались сторонники каждого из кандидатов.
Предполагалось, что каждый из них будет выступать со своей площадки. Но Петр Порошенко, принявший условия Владимира Зеленского по поводу места и времени дебатов, эту договоренность соблюдать не стал.
Он на несколько минут появился на своей сцене, чтобы поприветствовать собравшихся перед ней сторонников, а потом, когда жеребьевка определила, что первым произнесет вступительное слово господин Зеленский, сошел с подмостков, пересек стадион и встал рядом с оппонентом на его территории.
Владимир Зеленский сразу пошел в атаку.
— Могли мы с вами представить, что ваше «закончу войну за две недели» (Петр Порошенко обещал это во время предвыборной кампании в 2014 году.— “Ъ”) станет нашим Иловайском и Дебальцево? Могли мы представить, что революцией достоинства воспользуются недостойные люди?
Шоумен признался, что пять лет назад он голосовал за Петра Порошенко. Но просчитался.
— Мы с вами голосовали за одного Порошенко, а выбрали другого. Первый — прекрасный оратор, финансист, экономист. А когда камеры выключаются, появляется другой. Такой себе Петр Второй. Первый на площади говорит: Путин, я тебе покажу. А потом через Медведчука (украинский политик Виктор Медведчук считается другом господина Путина.— “Ъ”) передает приветики в Москву. Первый обещает открыть школу, а второй открывает магазинчик Roshen. Первый говорит: доллар будет по 10 гривен, а второй делает его по 30.
Поэтому, господин Порошенко, я здесь. Я — результат ваших ошибок.
Когда настала очередь Петра Порошенко, он в долгу не остался, припомнив оппоненту его нежелание общаться с прессой и прежние уклонения от встреч с ним.
— Наконец-то, наконец-то мы смогли собраться на дебаты. Пан Владимир прячется от журналистов, от оппонентов, от украинского народа. Но право украинского народа — знать, что собирается делать человек, который избирается в президенты воюющей страны. И собирается именно он, а не его консультанты и советники. И мы так и не узнали,— заявил господин Порошенко.
Владимира Зеленского он назвал даже не котом в мешке, а просто мешком и красивым фантиком. Позже он расшифрует: за красивой оберткой в лице Владимира Зеленского спрятаны мечтающие о реванше беглые олигархи, в частности, Игорь Коломойский.
Президент говорил эмоционально и с надрывом. Он напирал на то, что страной должен управлять опытный глава государства, не человек, уклонявшийся от повесток военкомата. Информация о том, что господин Зеленский игнорировал призыв в армию, активно тиражировалась во время предвыборной кампании сторонниками Петра Порошенко.
Когда кандидаты перешли к вопросам друг другу, Петр Порошенко продолжал попытки выставить оппонента неопытным, подконтрольным Игорю Коломойскому политиком:
— На сегодняшний день, когда мы говорим про должность президента, я считаю, что огромным риском является некомпетентность.
Вы говорите, что вы будете учиться в должности, говорите, что у вас есть на это время. А вы бы сели в самолет, пилот которого сел за штурвал, чтобы поучиться? Легли бы под нож такого хирурга?
Кроме того, он поинтересовался у Владимира Зеленского, посадит ли тот в тюрьму «своего партнера Коломойского». Актер в ответ сыпал вопросами и обвинениями, которые часто раздаются в адрес господина Порошенко. Пообещав посадить любого, кто нарушит закон, господин Зеленский зачитал вопросы, которые, по его словам, получил от народа: почему люди из окружения Петра Порошенко «имеют обе руки» (хотя тот обещал «рубить руки» коррупционерам) и продают ли конфеты Roshen в России и на неподконтрольной украинской власти территории Донбасса.
Конкретных ответов на вопросы друг друга кандидаты, как правило, не давали, а взаимные обвинения часто называли ложью. Петр Порошенко заверял, что его конкурент — ставленник беглых олигархов, и повторял, что на кону — спасение страны и ее защита от России и Владимира Путина. Обеспечить это, ясное дело, может только он. Владимир Зеленский говорил о потерянных из-за Петра Порошенко пяти годах, а себя называл приговором действующему президенту.
В целом дебаты выглядели монологами двух оппонентов, старавшихся посильнее задеть друг друга. Петр Порошенко держал удар на чужой территории, но трудно было отделаться от ощущения, что выигрышней смотрится господин Зеленский. Актер никогда не был во власти, а потому мог не бояться упреков в невыполненных обещаниях. При этом формат дебатов не предполагал конкретной и подробной дискуссии о будущих шагах и программах. Поэтому они просто давали новые обещания. Петр Порошенко заверял, что после победы начнет беспощадную борьбу с коррупцией, а Владимир Зеленский говорил, что сделает все, чтобы закончить войну на востоке страны. Как они собираются добиться обещанного, так и осталось непроговоренным.
Когда время вышло, Петр Порошенко позвал Владимира Зеленского продолжить разговор на «Общественном телевидении», но вызов был проигнорирован и президент уехал туда один.
Впрочем, мало кто верит, что господину Порошенко даже при успешном для него исходе поединка на стадионе удастся переломить ситуацию и нагнать конкурента, который лидирует в опросах с впечатляющим отрывом.
Ваш браузер не поддерживает видео
Исход выборов почти предрешен, говорит глава киевского центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. «Дебаты не изменят расклад сил. Разрыв огромный, и я такого не припомню. Примерно с таким разрывом Порошенко победил в 2014 году. Но тогда была совсем иная ситуация. Зеленский после первого тура укрепил позиции. Дебаты могут повлиять только на тех, кто пока не определился с симпатиями. Таких около 18%. Даже если все неопределившиеся в итоге 21 апреля проголосуют за Петра Порошенко, а так никогда не бывает, ему этого не хватит»,— сказал эксперт “Ъ”.
С такой оценкой согласен политтехнолог Сергей Гайдай. «Зеленский победил вне зависимости от того, чем закончатся дебаты»,— отметил он в беседе с “Ъ”.
По словам господина Гайдая, уже есть сигналы, что штаб Петра Порошенко смирился с поражением. «Прошла информация, что на половине участков есть нехватка членов комиссий. Это означает, что Порошенко не оплатил и не собирается оплачивать работу в комиссиях своих людей, поскольку битва проиграна»,— пояснил Сергей Гайдай, отметив, что при этом президент не сбавляет публичную активность.
Это, убежден политтехнолог, означает, что господин Порошенко на самом деле уже ведет парламентскую, а не президентскую избирательную кампанию. Выборы депутатов Верховной рады намечены на октябрь. Их считают более важными, поскольку любому президенту будет крайне затруднительно работать без опоры на лояльное парламентское большинство.
Так или иначе, но в оставшиеся до выборов дни господин Порошенко и его штаб представляют 21 апреля судьбоносным днем, когда решится ни больше ни меньше судьба всей страны. На улицах Киева появились лайтбоксы в цветах кампании Петра Порошенко с лозунгом «Главное — не потерять Украину».
Накануне дебатов действующий президент призвал избирателей в день выборов не думать «о Порошенко или о Зеленском»: «Думайте об Украине, как ее сохранить. Так же, как в четырнадцатом году вы остановили “Новороссию”, теперь, прошу, не допустите превращения Украины в “Малороссию”».
Избежать описанного сценария, по мысли Петра Порошенко, можно только в случае избрания президентом его, а не конкурента-шоумена. «Пятилетнее президентство не комедия, которую можно переключить на любом эпизоде, когда уже стало не смешно. И не фильм ужасов, который легко остановить, если уж совсем страшно. Страна сегодня на распутье. Или мы уверенно продолжаем движение в Европейский союз и НАТО, или наступает реванш. Это не будет резкий поворот сразу. Это будет сначала малозаметное, ползучее, но уверенное возвращение в сферу российского влияния»,— заявил господин Порошенко.
Впрочем, собеседник “Ъ” в штабе Петра Порошенко признает, что ставка на страх не поможет и изначально была неверной стратегией: «Чернуха не работает. Решение мочить Зеленского было неправильным. Фокус-группы показывали, что людям нужно дать надежду, а не страх».
После президентских выборов, говорит собеседник, господин Порошенко потеряет должность, но сохранит влияние на многие процессы, поскольку многие решения завязаны на парламент, где больше всего мест — 135 из 450 — у «Блока Петра Порошенко» (БПП). В союзе с БПП находится также «Народный фронт» с 80 депутатами.
Владимир Зеленский между тем старается продемонстрировать полную готовность взяться за властные рычаги. Вечером 18 апреля он предпринял шаг, призванный показать уверенность в победе. В вечернем эфире телеканала «1+1», принадлежащего олигарху Игорю Коломойскому (Петр Порошенко называет своего конкурента «марионеткой» бизнесмена), кандидат представил свою команду, которую приведет работать в администрацию президента.
Это два десятка человек.
Среди них те, кто вместе с Владимиром Зеленским работали в его компании «Студия “Квартал 95”», люди, занимавшие в прошлом различные посты во властных структурах в разные периоды, включая время президентства Петра Порошенко, и даже экс-сотрудники ранее принадлежавшего господину Коломойскому Приватбанка.
Юрист, проректор высшей школы адвокатуры Национальной ассоциации адвокатов Украины Руслан Стефанчук, который будет курировать законодательную работу и реформу госинститутов, знаком с кандидатом со студенческих лет: они вместе играли в КВН. Владимир Зеленский называл его идеологом своей избирательной кампании. Еще один опорный человек — друг детства господина Зеленского Иван Баканов, который до выборов работал главным юристом «Студии “Квартал 95”». Господин Баканов занимается строительством партии «Слуга народа». Партия сейчас лидирует в опросах социологов.
Внутренней политикой должен будет заняться политический консультант Дмитрий Разумков, начинавший карьеру в 2006 году в Партии регионов Виктора Януковича. Куратором внешней политики называют Александра Данилюка. Он успел поработать во власти как при Викторе Януковиче, так и при господине Порошенко. Его последний пост — министр финансов в правительстве Владимира Гройсмана в 2016–2018 годах.
Сергей Гайдай отмечает, что члены команды Владимира Зеленского в своей массе малоизвестны. Исключением можно считать только представленного экспертом по медицине Евгения Комаровского. Педиатр Комаровский вел телепрограмму «Школа доктора Комаровского» — аналог российского ток-шоу «Здоровье с Еленой Малышевой». «Кто все эти люди? Это не люди, которые сильно известны. Это второй-третий план. Где-то кто-то работал, про каждого можно найти что-то. Может, поэтому они и в команде: нет скелетов в шкафу»,— отмечает господин Гайдай.
«Те, кого знаю лично, включая Данилюка, точно не худшие, хотя хотелось бы поярче и посильнее. Самый понятный и сильный — Данилюк. Вопрос в том, с каким они КПД будут работать — 200% или 50%. Все будет зависеть от лидерства и от того, какие задачи будут поставлены»,— говорит “Ъ” директор киевского Bendukidze Free Market Center Владимир Федорин.
Из задач, которые намерен решать кандидат Зеленский в случае победы, пока четко вырисовывается одна — роспуск Верховной рады и досрочные выборы.
«Есть определенные законодательные сроки. Я боюсь, что я не успею. Я ломать закон не буду, нарушать закон не буду. Если мы успеем в сроки за шесть месяцев до следующих выборов, когда мы имеем право распустить парламент. Будем думать, да. Но вы же понимаете, что нам это выгодно»,— заявил он изданию «РБК-Украина».
Роспуск Рады — непростая и важная цель для Владимира Зеленского. За время, остающееся до намеченных на 27 октября парламентских выборов, его популярность может просесть. «Понятно, что первые месяцы Зеленский будет жалко выглядеть на своей должности»,— говорит Сергей Гайдай. Собеседник в штабе Петра Порошенко уверенно предсказывает: «Будет война вокруг роспуска Рады». Сам господин Зеленский говорил ранее, что у него для Верховной рады есть некий «секретный план».
Жестокую рубку за парламент, которая начнется сразу после выборов президента, прогнозирует и депутат Рады Мустафа Найем. «Порошенко начнут рвать. Главная задача — уничтожить большинство в Раде. Уже есть уголовные дела на ключевых людей вроде Игоря Кононенко (зампред пропрезидентской фракции в Верховной раде.— “Ъ”) — они пока вялотекущие, расследуются, но всегда можно активизировать эти процессы и начать обыски, задержания, аресты счетов»,— сказал парламентарий “Ъ”. Он отметил, что сторонников досрочного роспуска парламента нет, поскольку «всем нужно время на подготовку к выборам».
Мустафа Найем, известный своей информированностью, подчеркивает, что сейчас на Украине невозможно ничего предсказать: «Система перезапустится в момент. Про Зеленского не понятно ничего. Что он будет делать? У меня нет прогнозов. Все это ненормально, и это все понимают. Это не Трамп, это хуже, потому что он ничего не знает и не понимает ни в политике, ни в государственном управлении. Но мы эту прививку пройдем».