Для большинства отраслей банковские вклады выгоднее инвестиций
Мониторинг промышленности
В апрельском докладе «Тезисы об экономике. 2018 год. Итоги» аналитики ЦМАКП, подробно исследовав капитальные вложения, заключают: в последние годы в РФ происходит лишь восстановление инвестиций — и довольно медленное. В 2018 году их уровень лишь вплотную приблизился к докризисному (составив почти 97% от уровня 2013 года) и, вероятно, превысит его лишь в 2019 году. «В контексте инвестиций можно в известном смысле говорить о "потерянном пятилетии" 2014–2018 годов»,— отмечают аналитики.
Так, 4,3% роста капвложений в 2018 году в годовом выражении, как неоднократно писал “Ъ”, объясняются запуском «Ямал-СПГ», а рост чистого финансового результата компаний на 43% — улучшением внешней конъюнктуры. В результате дифференциация секторов по уровню рентабельности заметно усилилась, и на фоне сверхприбыльного сырьевого сектора выделяется набор производств с очень низкой рентабельностью. По оценкам ЦМАКП, доходность оборотного капитала почти в половине секторов оказывается ниже доходности гособлигаций и тем более ставок по кредитам. «Если учитывать доходность бизнесов, масштабы собственного капитала и нагрузку со стороны обслуживания долга, то в остро кризисной ситуации находится практически весь инвестиционно ориентированный сегмент: строительство, операции с недвижимостью, машиностроение и во многом производство стройматериалов»,— отмечают там.
Только в «нефтянке», металлургии и лесном комплексе соотношение процентной ставки и рентабельности активов позволяет (в среднем по отрасли) привлекать кредиты на финансирование инвестиций в основной капитал (см. график). «В большей части оставшихся отраслей, за исключением ИКТ, АПК и химического комплекса, инвестирование еще и бессмысленно само по себе: доходность активов, инвестиции в которые — дело, по определению, рискованное — оказалась ниже доходности держания свободных средств на депозитах (где риски ниже)»,— добавляют авторы исследования. Это, по их мнению, обусловило отсечение значительной массы компаний от заемного капитала и, соответственно, их переориентацию на самофинансирование инвестиций. В результате структура источников инвестиций продолжает деградировать: доля собственных средств компаний в них в 2019 году достигла исторического максимума в 54%.