Мещанский суд не учел характеристики
Мосгорсуд объяснил, почему фигуранты дела «Седьмой студии» не должны сидеть дома
Мосгорсуд опубликовал апелляционное определение, в соответствии с которым были освобождены под подписки о невыезде и о надлежащем поведении режиссер Кирилл Серебренников и другие обвиняемые по громкому делу о хищении бюджетных средств при реализации проекта «Платформа». Горсуд решил, что каких-либо объективных данных и достоверных сведений, свидетельствующих о том, что подсудимые в случае избрания им самой мягкой меры пресечения скроются или каким-либо иным путем воспрепятствуют производству по своему делу, обвинением не представлено. Сейчас по делу проводится экспертиза, которая должна уточнить ущерб от действий обвиняемых.
Решение об освобождении Кирилла Серебренникова, Юрия Итина и Софьи Апфельбаум апелляционная инстанция Мосгорсуда вынесла еще 8 апреля, однако тогда не были приведены его мотивы.
Как следует из текста постановления, защита и сами обвиняемые обжаловали в Мосгорсуде решение Мещанского райсуда, который продлил им домашние аресты до 4 июля. Адвокат господина Серебренникова Дмитрий Харитонов просил апелляцию избрать его клиенту меру пресечения, не связанную с ограничением свободы, поскольку суд первой инстанции, продлевая домашний арест, руководствовался лишь тяжестью предъявленного обвинения (ч. 4 ст. 159 УК — мошенничество в особо крупном размере). При этом в деле отсутствуют доказательства, реально подтверждающие намерение господина Серебренникова воспрепятствовать производству по уголовному делу. Суд не учел данные о личности подсудимого, его исключительно положительные характеристики.
Подсудимая Софья Апфельбаум просила постановление Мещанского суда отменить, поскольку преступления она не совершала, является законопослушным человеком, не представляет общественной опасности, добросовестно являлась к следователю и в суд. По версии экс-чиновницы Минкульта, доказательства, якобы подтверждающие ее причастность к хищениям, в материалах уголовного дела отсутствуют. Доказывается это и судебным следствием по делу, где большая часть свидетелей уже допрошена. Нахождение под домашним арестом на протяжении 17 месяцев лишает ее возможности работать и заниматься воспитанием ребенка.
Адвокат Ирина Поверинова просила изменить решение суда первой инстанции, назначив вместо домашнего ареста ограничение свободы, которое позволяет обвиняемой свободно перемещаться, не вступая в контакты с другими обвиняемыми и свидетелями по делу.
В свою очередь, защитник Юрия Итина Юрий Лысенко настаивал на подписке о невыезде, поскольку каким-либо образом повредить судебному следствию его подзащитный в принципе не может.
Мосгорсуд решил, что обжалуемое постановление Мещанского суда не в полной мере отвечает требованиям законности и обоснованности.
- Так, при решении вопроса о продлении срока действия меры пресечения в виде домашнего ареста судом первой инстанции не приняты во внимание положения Уголовно-процессуального кодекса и не приведены конкретные фактические обстоятельства, на основании которых продлена мера пресечения.
- Мещанский суд не в полной мере учел обстоятельства дела, стадию судебного разбирательства, длительность применения меры пресечения в виде домашнего ареста к подсудимым.
- Не была дана и оценка данным о личностях обвиняемых.
Суд апелляционной инстанции, отмечено в его решении, не может согласиться с выводами Мещанского суда о том, что домашний арест является в настоящее время необходимой и единственно возможной мерой для обеспечения надлежащего и своевременного рассмотрения уголовного дела.
Каких-либо объективных данных и достоверных сведений, говорящих о том, что подсудимые Апфельбаум, Итин и Серебренников в случае избрания иной, более мягкой меры пресечения могут скрыться либо иным путем воспрепятствовать производству по делу, в исследуемых материалах не представлено.
Так, в суде апелляционной инстанции было установлено, что в течение длительного времени подсудимые, находясь под домашним арестом, данную меру пресечения не нарушали, производству следственных действий и рассмотрению дела судом не препятствовали.
Таким образом, Мосгорсуд пришел к выводу, что постановление суда первой инстанции подлежит изменению. Доводы подсудимых и их защитников о возможности применения более мягкой меры пресечения, решила апелляция, заслуживают внимания, а потому с учетом данных о личности подсудимых Апфельбаум, Итина и Серебренникова, исключительно положительно их характеризующих, считает возможным изменить меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде и надлежащем поведении в отношении всех подсудимых.
Как развивалось дело «Седьмой студии»
По версии Следственного комитета России, режиссер Кирилл Серебренников, продюсеры Алексей Малобродский (он был освобожден ранее) и Юрий Итин, а также сотрудница Минкульта Софья Апфельбаум похитили 133 млн из 214 млн руб., выделенных в 2011–2014 годах АНО «Седьмая студия» на развитие и популяризацию современного искусства России в рамках проекта «Платформа».
Дело главного бухгалтера АНО Нины Масляевой, которая признала свою вину, суд вернул в прокуратуру.