«Делаем ставку на свои сильные стороны»
ЕВРАЗ реализует масштабную инвестиционную программу в $1 млрд
Полгода назад ЕВРАЗ анонсировал масштабную инвестиционную программу до 2023 года, предполагающую инвестиции до $1 млрд в развитие российских предприятий компании. Основной упор будет сделан на производство продукции с высокой добавленной стоимостью: плоского проката, балки, рельсов, трубной заготовки. Увеличение мощностей компании даст возможность нарастить выпуск готовой продукции на 3,2 млн тонн. Это позволит увеличить прибыльность операционной деятельности и снизить риски. О том, как развиваются эти проекты, что делает продукцию компании конкурентоспособной на мировом рынке, “Ъ” рассказал старший вице-президент ЕВРАЗа по коммерции и развитию бизнеса Алексей Иванов.
— Осенью 2018 года вы представили масштабную инвестиционную программу российских стальных активов ЕВРАЗа до 2021 года стоимостью около $1 млрд. На какой стадии сейчас эти проекты?
— Мы сфокусированы на четырех главных российских проектах: создании интегрированного литейно-прокатного комплекса (ЛПК) на ЕВРАЗ ЗСМК, реконструкции рельсобалочного цеха на ЕВРАЗ НТМК, строительстве на этом же комбинате МНЛЗ №5 и модернизации домны №6. По домне мы уже заключили контракты с поставщиками оборудования, запуск обновленной печи запланирован на 2020 год. По трем остальным проектам определены технологии, технические решения, и сейчас мы находимся на стадии тендерных процедур. На мой взгляд, крайне высока вероятность того, что в первом полугодии совет директоров компании может принять положительные инвестиционные решения по ним.
Чем известен Алексей Иванов
— Один из самых интересных проектов компании — ЛПК на ЕВРАЗ ЗСМК. Когда в ЕВРАЗе возникла идея возвращения на рынок плоского проката, какие факторы и тенденции указывали на целесообразность этого шага?
— Мы хорошо знаем рынок плоского проката. До 2013 года лист производился на Западно-Сибирском комбинате, ежегодно мы продавали в Сибири до 600 тыс. тонн листа. К сожалению, листопрокатный стан был довольно старый и неконкурентоспособный по себестоимости, поэтому на фоне очередного кризиса и снижения цен его пришлось закрыть. Тем не менее мы сохранили трейдинг плоского проката и видели восстановление спроса и цен в последние годы. Проект запуска ЛПК отвечает нашей стратегии на развитие продукции с высокой добавленной стоимостью и замещение продаж полуфабрикатов.
— В какой мере ЛПК ориентирован на рост спроса в РФ и непосредственно в Сибири и на Урале, а в какой — на замещение позиций конкурентов? Основные конкурентные преимущества комплекса?
— Скажем так, потенциал роста спроса на плоский прокат принимался во внимание, но мы делаем ставку прежде всего на наши возможности и сильные стороны. Сейчас ЕВРАЗ успешно экспортирует полуфабрикаты, и наш лист и рулоны точно будут конкурентоспособны на внешних рынках за счет сохранения низкой себестоимости и высокого качества. Это же относится и к продажам на российском рынке. Тем более что у нас сильная дистрибуторская сеть в Сибири, есть различные программы лояльности с дилерами, есть федеральная сеть «ЕВРАЗ Металл Инпрома». Мы сможем продвигать свою продукцию и удовлетворить спрос не только на домашних рынках в регионах. Мы уже видим интерес к проекту со стороны трубных компаний, а также строителей.
— Какие мировые технологии вы рассматривали применительно к реализации на ЛПК? Где уже работают подобные комплексы, какую экономику показывают?
— У нас идет выбор из трех поставщиков технологии, но говорить о конкретике на этапе тендера преждевременно. Технология действительно уже существует, есть поставщики, чей портфель насчитывает уже до десяти инсталляций. Такие литейно-прокатные комплексы работают сейчас в разных странах, включая Китай, однако, как вы понимаете, специфика проектов и их экономика везде разные. Когда мы представляли наш будущий комплекс, то уже четко понимали, в какой сегмент планируем пойти, какими будут капзатраты, сроки окупаемости. То есть 22% IRR для ЛПК в презентации — это реалистичный показатель, просчитанный непосредственно на нашем бизнес-кейсе.
— Понятно стремление компании увеличить долю продуктов с высокой добавленной стоимостью, с другой стороны, во всем мире растут различные торговые ограничения, которые, как правило, касаются именно value-added products, а не сырья и полуфабрикатов. В Азии, куда предполагается основной экспорт с ЛПК, вы не видите таких тенденций и рисков?
— В Азии вряд ли возможно возникновение таких преград. Это бурно развивающийся регион с точки зрения индустриализации и потребления стали, а факторов, которые обусловливали бы низкую себестоимость производства стали в регионе, нет. Это позволяет говорить о том, что Азия будет импортировать металл. По данным Worldsteel, видимое потребление стали в странах Азии, за исключением Китая, в 2017 году составляло около 317 млн тонн, из которых около 122 млн тонн пришлось на импорт и лишь треть закрывалась китайскими поставками. Да, Китай временами увеличивает поставки стали на экспорт, но фундаментально ориентирован на внутренний рынок и не стремится наращивать экспортные объемы из-за сложной экологической ситуации. При этом труд в Китае уже не дешевый, стране не хватает своего сырья, тем более качественного, там дорогая электроэнергия. Были некоторые опасения, что в определенный период Китай будет генерировать много металлолома, которым он может «залить» остальную Азию. Но в КНР увеличили собственное электросталеплавильное производство, решая тем самым сырьевые и экологические проблемы. Поэтому остальная Юго-Восточная Азия точно будет покупать сталь в тех объемах, которые включают наши поставки, а ЕВРАЗ — самый конкурентоспособный поставщик на этот рынок.
— Реконструкция рельсобалочного стана на ЕВРАЗ НТМК, как следует из презентации, предполагает рост мощностей по балке (плюс 230 тыс. тонн в год), на балку же вы ожидаете самого большого прироста спроса к 2023 году (на 700 тыс. тонн). Какими факторами обусловлены эти прогнозы?
— Мы полагаем, что уже к моменту завершения строительства стана наши программы по увеличению доступности балки и замещению субститутов вместе с развитием инфраструктурных проектов и ростом экономики РФ приведут к тому, что мы просто упремся в наши существующие мощности. Уже сейчас можно отметить огромный, нетипичный спрос на балку в России в первые три месяца года (примерно на 10%), мы пока анализируем его причины. Поэтому, чтобы сохранять лидерство на рынке, входить в новые сегменты, необходимо увеличивать мощности и расширять балочный сортамент. Кроме того, на модернизированном стане можно будет делать термомеханическую прокатку, что позволит достичь существенной экономии на ферросплавах.
Говоря о реконструкции РБЦ (рельсо-балочного цеха), не надо сбрасывать со счетов и возможности стана по выпуску рельсов. У ОАО РЖД масштабная программа, существует большая программа правительства по расширению транспортной инфраструктуры. Мы считаем, есть большая вероятность того, что поставка рельсов на РЖД и экспорт будут осуществляться также с ЕВРАЗ НТМК, а не только с ЕВРАЗ ЗСМК. Мы видим большой спрос на наши сибирские рельсы на мировом рынке. Но поскольку в первую очередь ЕВРАЗ ориентирован на удовлетворение спроса на домашних рынках и основные объемы с ЕВРАЗ ЗСМК отгружаются по долгосрочному контракту с ОАО РЖД, мы пока несколько ограничены в развитии экспортных продаж рельсов.
— Каким был объем продаж балки в 2018 году, какие планы на этот год? Насколько запланированный рост производства и продаж ориентирован на программу по развитию спроса на балку?
— В 2018 году ЕВРАЗ реализовал 612 тыс. тонн балки, увеличив продажи на 7% год к году. В частности, на российском рынке было продано 517 тыс. тонн. Такой заметный прирост стал возможен непосредственно благодаря программе стимулирования спроса: продвижению нашей продукции для масштабных инфраструктурных проектов, улучшению условий доставки, расширению продуктовой линейки. Мы разработали пилотные проекты по использованию балки при строительстве школ, мостов, парковок, быстровозводимых зданий. В 2019 году планируем дальнейший рост продаж.
— Выпуск трубной заготовки за счет ввода МНЛЗ №5 на ЕВРАЗ НТМК рассчитан на рост потребления трубниками или вы видите хорошие возможности потеснить конкурентов? За счет чего?
— Россия — это страна, в которой нефтедобыча является одним из столпов экономики, и волатильность цен не сильно влияет на темпы добычи. Сейчас в РФ разрабатываются все более сложные месторождения, требующие новой продукции, у трубных компаний заявлены проекты расширения — мы уверены, что спрос на трубы OCTG будет, а значит, будет востребована и наша заготовка.
Состояние трубного рынка России
— Какого эффекта по EBITDA вы рассчитываете добиться за счет реализации этих трех инвестпроектов?
— Эффект будет ощутимый: мы ожидаем получить благодаря запуску проектов совокупный прирост по EBITDA на $170 млн к 2023 году, а к 2025 году он должен вырасти до $300 млн.
— Будут ли эти проекты учитывать достижения и наработки Бизнес-системы ЕВРАЗа (БСЕ), в чем это должно проявляться?
— В основе БСЕ лежит амбициозное целеполагание, а одна из ключевых целей ЕВРАЗа — находиться в топ-5 глобальных горно-металлургических компаний по динамике роста EBITDA и совокупной акционерной доходности. Каждый дивизион компании участвует в реализации этой задачи в рамках проектов, которые направлены на увеличение прибыльности и снижение волатильности. Потому что именно продукция с высокой добавленной стоимостью позволяет нивелировать риски волатильности на рынках commodities. В кризисные моменты, как показывает история, потребители могут довольно резко отказываться от сырьевых товаров, тогда как потребление сложной продукции сокращают далеко не сразу.
— В последнее время власти и бизнес активно обсуждают тему экологической ответственности, а к промышленным предприятиям всегда повышенное внимание. Учитывается ли этот аспект в новых проектах ЕВРАЗа?
— Ежегодно в природоохранные мероприятия и проекты по улучшению экологических показателей компания вкладывает десятки миллионов долларов. Поскольку речь идет о модернизации и создании новых производств, то, безусловно, к ним будут применяться актуальные высокие требования по экологичности. Например, модернизация домны №6 позволит повысить ее уровень газоочистки в два с половиной раза по сравнению с другими российскими домнами, за исключением модернизированной домны №7 на ЕВРАЗ НТМК, которая уже прошла этот этап и на сегодня является самой чистой в российской металлургии.