Может оказаться не смешно
Виктор Лошак прислушался к украинским избирателям
Задорно, с шутками пройдя предвыборную дистанцию, Владимир Зеленский будет вынужден поменять веселую маску главным образом в силу тех проблем, с которыми столкнется на президентском посту.
Утром 21-го я увязался за своей приятельницей на голосование за президента Украины. Участок был расположен в одесском мединституте, где над входом был прикреплен плакат, сообщавший избирателям, что по вине министра здравоохранения сотрудники учебного заведения вот уже четыре месяца не получают зарплату. Еще Владимир Ильич утверждал, что пропаганда — это агитация фактами. А факты в день выборов клевали один за другим. Только-только поднял на обочине руку, как тормознула «пятерка». Машина была такой ветхости, что примостился я в нее лишь в память собственных «жигулей» этой же модели, с которыми расстался 30 лет назад. За рулем сидела старушка. Мы и отъехать не успели, как я уже получил полный бэкграунд ситуации: коммуналка плюс квартира — 2000 гривен, пенсия — 1500. Дальше бабушка дала развернутую оценку Порошенко и его реформам, из которой как минимум следовало, что сама она прожила непростую жизнь и с русской лексикой знакома далеко за пределами нормы. Утром бабушка уже проголосовала за Зеленского, от которого, конечно, ожидала, что скоро «вся эта…» прекратится.
Мог ли выиграть Порошенко, если миллионы пожилых настроены ровно так же, как моя водительница, а молодые голосовали за Зеленского просто по определению — как за представителя одного с ними поколения, по сути не знавшего СССР и изначально принявшего западные ценности? Порошенко оказался Одессе неинтересен настолько, что моя утлая идея посмотреть накануне дебаты кандидатов в каком-нибудь кафе или баре вместе с местными жителями, к которым дискуссия и обращена, провалилась просто потому, что «кому этот Порошенко нужен, неинтересно». В центре города я так и не нашел места общепита, где был бы включен телевизор. Правда, в отдельных случаях именно уходящему президенту удавалось собирать во время дебатов небольшие толпы на улицах смешливой Одессы. Это происходило всякий раз, когда кто-то поднимал над головой мобильник, где система автодозвона с голосом Порошенко приветствовала избирателя и предлагала голосовать за будущее Украины. Глупейшая, нужно сказать, находка избирательного штаба, в ответ не вызывавшая ничего, кроме раздражения.
Надежды избирателей были основой победы Зеленского ровно до 18 часов 21 апреля, когда были объявлены результаты экзит-полов. С этого момента надежды стали его неподъемным грузом. Он сам себя как будто все время предупреждал: «…Сейчас я тут кем-то стану — и вы все заживете офигенно, конечно же, это популизм чистейшей воды!» Но сам же и наобещал. А что не обещал, то избиратели за него додумали. По соцопросам 39 процентов ждут от Зеленского снижения тарифов на коммунальные услуги, 35,5 процента — законопроекта о снятии неприкосновенности с депутатов, судей и президента, 32,4 процента — новых антикоррупционных расследований. Популистская стратегия понравиться самым широким массам населения без всего этого была бы невозможна. Хотя нельзя и не признать, что с момента для многих неожиданного объявления о своих амбициях, которое он сделал в форме президентского новогоднего приветствия 31 декабря 2018 года, сорокалетний шоумен прошел большой путь ускоренного политического созревания.
Чтобы рассчитаться со своим избирателем, штаб Зеленского уже анонсировал первые законы, которые новый глава государства предложит принять еще до выборов новой Рады.
Впрочем, глава предвыборного штаба Дмитрий Разумков, которому все прочат пост главы президентской администрации, без паники сообщает: не получится принять с этими депутатами, примем со следующими. Прежде всего речь идет о законах об импичменте и о правилах отзыва и снятия неприкосновенности с депутатов, президента и судей. В правящем «Блоке Петра Порошенко» называют эти законы «попсовыми», но понимают, что не принять их нельзя. В первом пакете Зеленского, как пишет украинский журнал «Новое время», очевидно, будут закон о медиации — альтернативном способе решения споров; экономический пакет, куда войдут законы о пятипроцентной налоговой амнистии, о налоге на вывезенный капитал, о создании службы финансовых расследований и самое главное — закон о введении рынка сельскохозяйственной земли. Тут-то и возникнет первая битва. С криками о невозможности «распродать родину» украинскому аграрному лобби удается закон этот торпедировать уже много лет. Сейчас принять его окажется не легче, потому что, если взглянуть на свежий список «100 самых богатых людей Украины», удивишься, как много миллионеров представляют переработчиков сельхозпродукции и собственно аграрников. После событий на Донбассе именно сельское хозяйство стало лидером развития реального сектора экономики. Украина экспортирует продукты почти на 18 млрд долларов в год. Земли поделены между крупными агрохолдингами, и уступать свои позиции они, очевидно, не собираются.
Но ни пакет новых законов, ни пока еще отдельные заявления Зеленского (программных речей новый президент пока еще не произносил, пользуясь собственной формулой «нi обiцянок,нi пропозицiй» — ни обещаний, ни предложений) не объясняют, как же он собирается сделать Украину страной с высокими пенсиями и зарплатами, прекрасными дорогами и минимальной коррупцией. Ведь только в такую страну начнут возвращаться украинцы, так быстро ухватившиеся за шанс открытых европейских границ. Вот как раз о необходимости развернуть поток мигрантов Зеленский говорил множество раз. Однако, захоти трудовые мигранты вернуться, абсолютно непонятно, из каких источников страна возместит те 10 млрд долларов, которые уехавшие на заработки переводят в течение года домой. Буквально за два года главным поставщиком валюты в страну стала Польша, откуда переводятся в страну 33,6 процента средств, дальше с большим отрывом идут Россия, США, Италия, Чехия…
В последние недели Зеленский — любимый герой европейских медиа. Все пытаются понять, как можно победить, делая все не так, как другие кандидаты. Он не собирал залы и не пожимал множество рук на предвыборных мероприятиях, а заканчивал снимать сериал. Лишь однажды ударился в предвыборные дебаты, а вместо них вышучивал своих конкурентов перед телезрителями. «Что же, украинцы хотят продолжения этого шоу?» — недоумевают иностранные журналисты. И люди с улицы будто подхватывают эту простую догадку. «Лучше не станет, но хоть будет над чем посмеяться»,— комментируют журналу Der Spiegel на Донбассе.
Все может оказаться совсем не смешно, если просто сопоставить колоссальные надежды, возлагаемые на нового президента, и его возможности. Остановить войну, где только небоевые потери отняли у Украины уже 10 тысяч жизней. Остановить трагическую деиндустриализацию, когда, потеряв традиционные рынки, страна, еще не став членом ЕС, уже превратилась в аграрную и сырьевую часть Евросоюза. При этом Украине очень хочется снять с себя ярлык самой бедной страны Европы. ВВП в 2800 долларов на душу населения — даже в СНГ ниже только Таджикистан, Киргизия и — пока — Узбекистан. А еще есть проблема выросшего за пять лет с 40 до 70 процентов ВВП государственного долга. Чтобы отдавать, понадобится опять занимать…
Итоги правления Петра Порошенко в цифрах
С Зеленским теперь будут персонифицировать все проблемы страны, а власть на Украине устроена таким образом, что любые реформы и кадровые революции без поддержки парламента, где у Зеленского пока даже нет своей фракции,— это лишь добрые пожелания. Президент не может без Рады уволить или назначить премьера. Коалиция депутатских фракций определяет кандидатуру главы кабинета и представляет президенту. Без согласия депутатов он даже не может назначить министров обороны и иностранных дел, хотя и отвечает за эти два важнейших направления. То же генпрокурор, Нацбанк, СБУ… Для назначения руководителей областей ему тоже нужно представление, в этом случае от правительства.
Все устроено так, что полновластным хозяином президент является лишь в собственной администрации.
Зеленскому будет нелегко: буквально первая неделя после выборов показала, что на двух самых сложных для него фронтах играют против вновь избранного президента. Рада, вдохновленная националистами и никуда не девшимся Порошенко, за время до инаугурации, похоже, примет максимум неудобных, идущих вразрез с настроениями и обещаниями молодого лидера законов. Начали с варварского полного запрета русского языка. Но и в России, похоже, не заметили окна возможностей, открывшегося с приходом Зеленского. Президент не поздравил его с избранием, а следующим шагом стал закон о выдаче российских паспортов жителям Луганской и Донецкой областей. «Партия войны» буквально загоняет только-только избранного президента Украины в угол. Похоже, бывший комик теперь станет меньше смеяться, только кому от этого будет легче?