Страна на экспорт
Советский туристический плакат в Музее Москвы
В Музее Москвы проходит выставка «История "Интуриста" в советском туристическом плакате».
Советский «Интурист» — сгинувшая в Лете Атлантида. Расскажи нынешним двадцатилетним, да даже и тридцатилетним — и ведь не поймут, о чем это. А ведь была, была эта легкая, красивая жизнь с очаровательными девушками-гидами, щебечущими на иностранных языках, сияющими линкольнами, выстроившимися перед гостиницей «Метрополь» для обслуживания иностранных гостей, ресторанами, в которых гуляли «все» — и даже творческая, и номенклатурная, и военная элита отечества, с фарцовщиками, валютчиками, интердевочками и стукачами. Сейчас, чтобы объяснить, чем был «Интурист», созданный ровно 90 лет назад для привлечения иностранных туристов, а точнее валюты, в разоренную революцией и Гражданской войной страну, нужен специальный словарь.
Или — путеводитель. Выставка в Музее Москвы «История "Интуриста" в советском туристическом плакате. Из частных собраний» отчасти и есть этот путеводитель. Эти плакаты не видели в СССР, зато прекрасно знали на Западе. Гламурный СССР завлекал интуристов культурными и природными красотами. А для своих Маршак написал знаменитое стихотворение «Мистер Твистер» о турпоездке американского миллионера в Ленинград, надо сказать, крайне неудачной.
В нынешней экспозиции — оригиналы рекламных постеров «Интуриста» 30–70-х годов XX века из архива туроператора и зарубежных частных коллекций. А также плакаты, проспекты, брошюры, листовки и значки, сделанные для зарубежного зрителя. А еще советские курортные фотографии и вещи туристов 1960–1980 годов: одежда для отдыха, коллекция чемоданов, велосипеды и автомобили.
Советский «Интурист» был настоящей империей — со своими гостиницами, автомобилями, гидами. В 1938 году оборот компании составил 98 млн рублей. И уже в новые времена, когда монополия «Интуриста» на заграничные выезды была отменена, а культовая гостиница «Интурист» (сейчас здесь другой отель) закрылась на реконструкцию, писатель Василий Аксенов с ностальгией вспоминал это место: «Гостиница "Интурист" — это не просто здание. "Интурист" лично мне греет душу. Когда я приезжаю в Россию, обязательно минут двадцать провожу возле него. Может, это своеобразный музей моей молодости: громадный, где-то уродливый, но очень симпатичный».