Наследие Форда
Колеса
Уход концерна Ford с российского рынка легковых автомобилей дает шанс конкурентам занять место американского бренда, позиции которого за последние десять лет заметно упали. Корреспондент SR Денис Гаврилов искал претендентов.
В марте Ford официально объявил о прекращении производства и продаж легковых автомобилей в России. Уже во второй половине года на местном рынке останется только коммерческая модель Transit, которая является одним из лидеров этого сегмента в нашей стране. Бывший хедлайнер российского авторынка оставляет пустой нишу, интересную другим развивающимся автомобильным брендам.
Запись с регистратора
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году в России было продано 53 234 автомобиля Ford. Из них чуть более 12 тыс. машин пришлось на коммерческую модель Transit, которую решено оставить на российском рынке. Бестселлерами американской марки в легковом сегменте стали седан Focus и кроссовер Kuga. Но объемы продаж этих машин существенно не дотягивали до показателей 25 их предшественников в российском авторетейле.
Эти цифры более чем в три раза ниже показателей марки десятилетней давности: в 2008 году в России было продано 186 828 автомобилей Ford. В Петербурге за тот же период бренд сократил свои продажи чуть более чем в два раза. "В 2008 году Ford установил рекорд для местного авторынка по количеству реализованных автомобилей — 20 745",— вспоминает генеральный директор аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. За последующие десять лет больше 20 тыс. машин за год, по его словам, удалось продать только одной марке — Hyundai. В прошлом году объем реализации автомобилей Ford в Петербурге достиг 9455, что стало лучшим результатом бренда за четырехлетие.
"По сравнению с 2008 годом сократилось количество моделей, представленных в линейке Ford. Тогда их было 15, а сейчас девять. И если десять лет назад Ford конкурировал за первое место в городе с Chevrolet, Nissan и Toyota, то в прошлом году марка боролась во второй пятерке лидеров городского авторынка со Skoda, Toyota и Mitsubishi",— говорит господин Чаплыгин.
На замену
Несмотря на такое сильное падение за последнее десятилетие, Ford по-прежнему популярен у российских автолюбителей. Владимир Баяндуров, руководитель отдела продаж дилерского центра Skoda "Таллинский-Авто", рассказывает, что американская марка входит в первую тройку автомобилей, которыми клиенты автосалона владели ранее перед покупкой новой машины. Впереди только Skoda и VW. По его мнению, помимо этих брендов, от ухода Ford с российского рынка выиграют Kia и Lada. "Особенно это будет актуально для тех производителей, кто выведет на рынок новые модели",— считает господин Баяндуров.
По расчетам директора по маркетингу и рекламе "ОАК-РРТ" Сергея Новосельского, прежде всего выгоду получат корейские бренды Kia и Hyundai. У них широкий модельный ряд и высокая доля локализации производства. "К тому же у марок схожая и зачастую более привлекательная ценовая политика",— констатирует он. Александр Шапринский, директор по развитию бизнеса ГК "Прагматика", выделяет конкретные модели, которые могут увеличить продажи за счет ухода Ford: "Естественным образом прирастет доля рынка Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Vesta, Kia Sportage и Optima, Toyota Camry. Они заменят модели Focus, Mondeo и Explorer. Но это не будет резко ощутимо, так как в России автомобили Ford уже несколько лет не являются фаворитами". "Доля американской марки на российском рынке сейчас не превышает 3%, так что прирост будет на уровне статистической погрешности",— согласен господин Новосельский.
Потенциально место автомобилей Ford может занять возвращающийся в Россию Opel. Французская группа PSA, куда теперь входит немецкая марка, планирует в четвертом квартале начать продажи кроссовера Grandland X и коммерческих автомобилей Zafira Life и Vivaro Transporter.
Игроки рынка, правда, пока скептически относятся к этому предположению, считая, что на отвоевывние доли рынка Opel понадобится минимум несколько лет. "Во-первых, уровень локализации будет на порядок меньше. Во-вторых, модельный ряд будет значительно уже, чем у Ford. В-третьих, полное отсутствие дилерской сети. Плюс ко всему, не лучшая репутация бренда с точки зрения дилерского сообщества, даже несмотря на то, что теперь Opel входит в концерн PSA и не имеет отношения к GM",— аргументирует господин Новосельский.
"GM запретил PSA продавать в России автомобили на своих платформах, поэтому нынешнее поколение моделей Astra, Corsa, Mokka, и Insignia до нас не доберутся",— объясняет Владимир Баяндуров, поэтому скудный модельный ряд на момент рестарта будет играть не в пользу Opel. Кроме того, любители марки за пять лет уже пересели на автомобили других брендов, говорит он, подытоживая, что Opel займет незначительную нишу на российском авторынке. С этим согласен и Александр Шапринский, который считает, что Opel мог бы занять место Ford в РФ только при условии широкой линейки автомобилей.
"Даже с учетом того, что после возвращения в Россию к предложенным моделям может добавиться внедорожник Crossland X, продажи марки на начальном этапе при положительном сценарии будут на уровне ведущих китайских брендов,— прогнозирует господин Чаплыгин.— А это означает, что никакой серьезной доли от Ford немецкая марка не получит. Думаю, следует ждать обновления моделей, которые сейчас выпускаются на платформе GM. Тогда они уже будут иметь возможность продаваться в России, и потенциал Opel расширится. Но вполне возможно, что к этому времени наследие Ford поделят между собой другие бренды".
Фокус с гарантией
В отличие от рынка новых автомобилей РФ, где Ford уже несколько лет был лидером, в сегменте подержанных машин бестселлером по-прежнему остается его модель Focus. По данным аналитического агентства "Автостат", в 2018 году она уверенно сохранила первое место на вторичном рынке среди иномарок. Объем реализации Focus составил 137,5 тыс. штук. В Петербурге он также на лидирующей позиции с показателем продаж 7928 машин.
Как считает Сергей Новосельский, минимум три года интерес в сегменте подержанных автомобилей к марке Ford падать не будет: "Пока автомобили на вторичном рынке более или менее "свежие", плюс есть еще гарантийные модели, их будут продолжать покупать, особенно в регионах".
Фаворитами являются автомобили Focus, выпущенные в 2010-2013 годах, рассказывает Александр Шапринский. "Средняя скорость продажи этих машин сейчас составляет около 35 дней, что дает хорошую ликвидность. Но этого не скажешь о других моделях марки",— добавляет эксперт. Владимир Баяндуров, в свою очередь, главным видит вопрос цены, хотя есть опасения, что у автолюбителей возникнет страх покупки подержанных машин Ford, так же, как в свое время от приобретения на вторичном рынке моделей Chevrolet и Opel людей удерживало отсутствие запасных частей. "Скорее всего, подержанные автомобили Ford будут уезжать в регионы",— заключает господин Баяндуров.
"Не думаю, что с учетом последних событий число автомобилей Ford, которые сдают для перепродажи, сильно вырастет",— рассуждает Сергей Новосельский. Но фактор ухода производителя из страны неизбежно скажется на оценке стоимости подержанных машин — и этот показатель будет незначительно снижаться.
Когда уходили Opel и Сhevrolet, концерн VAG предоставлял поддержку на покупку новых автомобилей при сдаче машин этих брендов по программе trade-in, вспоминает господин Баяндуров. Если в нынешнем случае будет принято похожее решение, доля подержанных автомобилей Ford может вырасти. "Но опасаться этого не стоит: уход с рынка того или иного бренда не сказывается на показателях прибыли при продаже его автомобилей на вторичном рынке",— говорит он. Сергей Новосельский также уверен: "На маржинальности сделки это точно не отразится".